Ексклюзивы
вторник, 17 января 2017 05:45

"Что за вертеп? Слово не наше, бандитское"

 

— Я лежал в Донецкой больнице имени Вишневского, — говорит отец 47-летний Павел СТЕЦЕНКО из Новогродовки Донецкой области. — Врачи бессильно разводили руками. Не могли установить диагноз.

Он — священник Украинской православной церкви Киевского патриархата. Жил в селе Солнцево Старобешевского района Донецкой области. Выехал с оккупированной территории в 2015 году.

— Один профессор сказал: "Мы тебе ничем не поможем. Обращайся к знахарке или иди в церковь, — продолжает. — Однако лучше выбери Бога". Послушал его. Начал ходить в церковь и произошло чудо — выздоровел. Понял, это Божий знак. Решил стать священником и посвятить себя служению Всевышнему.

Церковь никогда не была мне чужда. Баба Мария водила в храм в городе Кальмиусское, бывшее Комсомольское. Мы там жили. Она пела в хоре. Активно приобщалась к церковной жизни и меня приучала. Мой товарищ — тоже священник. Часто чинил электропроводку у него в церкви. Он рассказывал о Боге.

Они зародили во мне ростки. Остальное дали жизненные испытания. Немощному ничто не мило. Одна надежда — Бог. Многие думают, что мы ходим в храм, молимся Господу и ничего не происходит. Болезни не проходят, достатка нет. И не будет. Стоя перед смертью, понял, что такое вера. Ее чувствуешь всем сердцем. Кому-то суждено страдать всю жизнь. Кто-то получит все мгновенно. И не стоит впадать в отчаяние. Просить у Бога милосердия, сил перенести испытания и жить на благо Ему и Украине.

Почему выбрали Киевский патриархат?

— С детства видел, как московские священники пренебрежительно относятся к верующим других конфессий. Мол, наша вера истинная, а другие — еретики. В Комсомольске были две православные церкви — украинская и московская. Последняя стояла на краю города. Московский батюшка с единомышленниками взял и развалил ее. Не помню подробностей, но от храма остались одни стены. Арендовал здание старого кинотеатра. Сделал из него храм УПЦ МП. Его злило, что украинская церковь в городе и туда пойдет население. А о них забудут, потому что далеко от людей. Его уже нет в живых. Умер молодым, нехорошей смертью.

Я не захотел быть священником чужой для моей страны церкви. В московских храмах молятся за ее руководителя Кирилла. Поддерживает Путина и его антиукраинскую деятельность. Отец Онуфрий, который возглавляет представительство МП в Украине, говорит, что Голодомор 1932-1933 годов не является геноцидом против Украины. Мол, Господь так учит, усмиряет нашу гордыню. Сознательный человек не может находиться в церкви, которая в своих целях использует закон Божий.

Что имеете в виду?

— Тот священник и его единоверцы перекрещивали людей. Говорили, наше крещение — неканоническое. Мол, филаретовцы не имеют права проводить этот обряд. Когда ребенка крестят, на него сходит Божья благодать. Не главное, чья рука окропляет. Важно, чтобы над ним читали молитвы. Поэтому московиты идут против законов Отца. Сомневаются в его существовании.

Иногда люди приходят ко мне. Обескураженные, малодушные, в отчаянии. Говорят, батюшка Московского патриархата говорил о незаконности крещения их детей. Мол, без божьей защиты они. Приходится долго убеждать, что главное — вера в Бога.

Как быть священником Киевского патриархата на Донбассе?

— В 2005 году организовал воскресную школу. Поставили рождественский вертеп. Вызвали в райотдел образования: "Что вы такое придумали, что за вертеп? Слово не наше, бандитское". Ответил, воскресная школа — духовное образование, а не светское. И они мне не указ. И это их злило. Пытался возродить украинские традиции. А местные пророссийские дельцы — враждебно настроены к этому. Тысячи людей, зомбированы другим государством, не могут хорошо относиться к Киеву и Украине.

Жители Донбасса привыкли считать себя лучшими, особенными.

В этом их ошибка. Нашествие информации льется на них с украинской и российской сторон. Кому верить, трудно разобраться.

Местные священники МП имеют большое влияние на них. Сам не видел и не слышал, чтобы открыто поддерживали оккупантов. Однако в соцсетях такого предостаточно. Людям вбивают в головы, что московская церковь самая лучшая. Боятся отрицать это, чтобы не выглядело святотатством.

Ощущали на себе неприязнь сторонников Московского патриархата?

— Весной 2014-го в Донецке провели молитву за мир в Украине. Собрались отцы разных конфессий — украинской греко-католической церкви, римско-католической, УПЦ КП. Мы стояли в полутора километрах от обладминистрации, уже захваченной боевиками. Друзья-священники рассказывали, что к ним подошли молодые люди и начали материться, клеветать. Никто не знает, чем бы это закончилось, если бы не подъехал автомобиль с украинским флагом на лобовом стекле. Вышли крепкие мужчины. Взяли этих негодяев и выбросили в реку Кальмиус.

Когда покидал оккупированную территорию, проезжал сепаратистский блокпост. Если бы узнали, что я священник УПЦ КП, имел бы большие неприятности. Не дал им опомниться. Сказал, еду на молитву в монастырь. Пропустили. Больше со мной ничего такого не случалось.

Были моменты, когда ваши прихожане сомневались в правдивости церкви?

— В 2006 или 2007 году в село Свободное Тельмановского района Донецкой области по благословению патриарха Филарета привезли мощи святой великомученицы Варвары. Приложиться приходило много людей. Запомнилась женщина, которая суетилась. Не знала, что делать, куда стать. Позже увидел ее у себя на богослужении в селе Солнцево Старобешевского района. Подошла к углу со свечами. Написала записку за здравие и стала молиться. Начал литургию словами молитвы за святейшего Филарета. Женщина, услышав это, начала кричать: "Ой, я согрешила. Что теперь мне будет? Владыка Иларион (ответственный за Донецкую епархию МП. — ГПУ) сказал, кто будет ходить в храмы Киевского патриархата — умрет. Отдайте мне записку. Если прочтете, все, кто в этом списке, тоже погибнут".

Остановил службу, потому что не мог продолжать. Говорю: "Владыка Иларион говорил, кто приложится к мощам святой Варвары, тоже умрет. Вы же поклонялись, однако еще живете?" И слушать не хотела. Бедные зомбированные люди.

Как живется священникам Киевского патриархата на оккупированной территории?

— Периодически звоню друзьям-священникам туда. Недавно один приезжал ко мне. Целую ночь говорили. Трудно им там. Богослужения проводят за закрытыми дверями. Люди приходят тайком, чтобы не подвергаться репрессиям. Упоминание об украинском нежелательно. Я бы сказал — запрещено. Это касается и УПЦ КП. Но надеюсь, с Божьей помощью свергнем русское иго.

Работал на шахте начальником смены

Отец Павел Стеценко родился 2 сентября 1969 года в Комсомольском Донецкой области. Теперь город называется Кальмиусское.

Работал на шахте — трактористом, мастером, позже начальником смены. В 2003-м выучился на священника УПЦ Киевского патриархата. В 2011 году окончил Киевскую православную богословскую академию. С 2009-го является благочинным Старобешевской епархии на Донетчине. Жил в селе Солнцево Старобешевского района. Из-за оккупации в 2015 году переехал в Новогродовку Донецкой области. С 2016-го — благочинный Покровской епархии, бывшего Красноармейска.

Сейчас вы читаете новость «"Что за вертеп? Слово не наше, бандитское"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

6

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть