14 апреля Верховная Рада проголосовала за новое правительство во главе с Владимиром Гройсманом. За неделю на первом публичном заседании Кабмина премьер дал задание в течение 30 дней разработать план действий по реформам. Будучи спикером Гройсман заявлял об обновлении коалиционного соглашения для "объединения вокруг конкретных решений". Ее в ноябре ноября 2014 года утвердили представители пяти политических партий. Среди подписантов - "Блок Петра Порошенко", "Народный фронт", Радикальная партия Олега Ляшко, "Батькивщина" и "Самопомощь". Задекларировали ряд положений - от расследования преступлений против Майдана, судебной и избирательной реформы к отмене депутатской неприкосновенности. С тех пор прошло два года, однако многое до сих пор не выполнено. Об этом говорим с директором Комитета избирателей Алексеем Кошелем.
Кто должен отвечать за невыполнение соглашения?
- Все подписанты, не только БПП и "Народный фронт". Участники коалиции шли на выборы со своими программами. Этот массив обещаний вылился в коалиционное соглашение. И там есть подписи Березюка, Тимошенко и Ляшко. В общем соглашение выполнено на 37%.
Почему такой низкий уровень исполнения?
- Одна из проблем - крайне малая эффективность работы Рады. Например, комитеты загружены "законодательным спамом". Парламент этого созыва побил антирекорд - сегодня нардепы зарегистрировали уже более 6200 проектов законов и постановлений. Получается, что парламент должен работать семь дней в неделю в 24 часовом режиме. Потому что это все принять просто не удастся. Поэтому Рада теряет эффективность своей работы.
Чего еще не сделали подписанты?
- Среди невыполненных обещаний - судебная реформа и заготовка по децентрализации. Другой ключевой момент - избирательная реформа. Ведь это не только изменение правил игры на выборах. Сейчас происходит жесткое сопротивление ее проведению. Есть законопроекты, которые поддержали европейские партнеры, экспертная среда, общественность. Речь идет о переходе от смешанной к пропорциональной модели. Это сделает невозможным политическую коррупцию и покупку голосов. Сейчас сложилась ситуация, когда можем повторить криворожский или черниговский сценарий в масштабе всей Украины. И достаточно 60-80 миллионов долларов, чтобы механизмы подкупа запустить по всем 225 округам. Наибольшие "кошельки страны" могут скупить половину мест в парламенте. Поэтому переход на пропорциональную модель - это политическая смерть для определенных сил в парламенте.
Какие вызовы стоят перед парламентом сейчас?
- Задача для Парубия - завершить реформы парламента и повысить дисциплину. Чтобы не работали два дня в неделю по два часа до и после обеда. Надо внести изменения в регламент - возможность голосовать большинством от присутствующих на заседании, если речь не идет о законах нацбезопасности или кодексах. Уменьшить количество парламентских комитетов, которые должны составить количество министерств. Проводить онлайн-трансляции их заседаний.
В Администрации президента подготовили предложения плана действий для Кабмина. И об обновлении коалиционного соглашения уже не говорят.
- Борис Ложкин вместо премьер-министра озвучил поручение президента и его канцелярии. Это не свойственная функция главы администрации. Гройсману будет достаточно сложно работать. Сначала его пытались обставить "нужными" людьми, позже - аномально большим количеством вице-премьеров. Пытаясь сформировать "блокирующий пакет" в Кабмине.
Власть пытается выходить за пределы своих полномочий и получать максимальный контроль. Подчиненные Порошенко делают ему "медвежью услугу". У президента достаточно большой фронт работ - победа в войне различными методами. Общество не выбирало президента, который в ручном режиме будет руководить правительством, парламентом и Генпрокуратурой.
Тем более, когда приходит новое правительство, обновленная команда. Нужно дать как минимум 100 дней или полгода чтобы они реализовали свои инициативы. А не диктовать в таком ультимативном порядке.
План правительства должен быть согласован с коалициантами и прописан в соглашении?
- Гройсман свое время заявлял, что его программой действий будет коалиционное соглашение. И подобные заявления соответствуют европейской практике. Там парламент и правительство имеют или одинаковые планы действий или полностью идентичны. Реформы не будут эффективны, когда правительство будет иметь свой план, парламент свой, а президент - третий. Остается оптимизм, что появится "мостик" между Кабмином и Радой. Сейчас очень важно, чтобы между ними возобновилась система работы.
Можем иметь претензии к коалиционному соглашению, но это реалистичный документ. Под которыми стоят подписи и тех, кто сейчас находится в оппозиции. Они должны поддерживать те положения, которые декларировали на выборах.
Комментарии