Ексклюзивы
пятница, 27 февраля 2015 13:40

"Если реальных изменений в Украине не будет, изменится власть. Каким образом - пока не понятно"

Автор: Ольга КАМЕНЕВА
  Олег Деревянко родился в городе Шостка Сумской области. Он - внучатый племянник дипломата Кузьмы Деревянко, который подписал заключительный Акт Второй мировой войны. Отец Деревянко - инженер, мать - преподаватель химии в школе. Окончил Институт международных отношений Киевского университета им. Тараса Шевченко. Работал консультантом по международному праву в Национальном космическом агентстве. Был генеральным директором сети ресторанов "Козырная карта". Консультирует предприятия и организации антикризисного управления и лидерства. Является соучредителем организационного комитета Международного фортепианного фестиваля "Каштановый Рояль" для пианистов-любителей. В этом году в мае его проведут в третий раз.  Жена - специалист по менеджменту и маркетингу Надежда Островская. Воспитывают троих детей - десятилетнюю Варвару, семилетнюю Екатерину и четырехлетнего Лукьяна.
Олег Деревянко родился в городе Шостка Сумской области. Он - внучатый племянник дипломата Кузьмы Деревянко, который подписал заключительный Акт Второй мировой войны. Отец Деревянко - инженер, мать - преподаватель химии в школе. Окончил Институт международных отношений Киевского университета им. Тараса Шевченко. Работал консультантом по международному праву в Национальном космическом агентстве. Был генеральным директором сети ресторанов "Козырная карта". Консультирует предприятия и организации антикризисного управления и лидерства. Является соучредителем организационного комитета Международного фортепианного фестиваля "Каштановый Рояль" для пианистов-любителей. В этом году в мае его проведут в третий раз. Жена - специалист по менеджменту и маркетингу Надежда Островская. Воспитывают троих детей - десятилетнюю Варвару, семилетнюю Екатерину и четырехлетнего Лукьяна.

- За первый квартал 2015-го коалиция обязывалась выполнить 100 заданий из коалиционного соглашения. Прошло три из четырех месяцев. За это время уже должны были сделать 75%, - говорит антикризисный менеджер и общественный деятель Олег Деревянко, 39 лет. - Поэтому это вопрос - насколько с самого начала реалистичным был тот объем, который они себе запланировали. Я с самого начала говорил, что выполнение даже 50% заданий будет большим успехом.

Каких успехов коалиция смогла достичь?

- Иногда она демонстрирует способность к совместным действиям. Ну вот поменяли генпрокурора. В соглашении этого нет. Там прописаны законы, которые надо принять, чтобы Украина двигалась вперед. Генпрокурор мешал принять эти законы? Было несколько сотен голосований. Мы видели большой энтузиазм, когда надо было принимать бюджет. Было бы замечательно, если бы такая же напористость была и относительно критических для успеха реформ законов. Например, позарез нужного нового закона о государственной службе.

Чем грозит отсутствие политической воли у власти?

- Нас ждут интересные местные выборы. Уже сейчас многих политиков беспокоит прежде всего это, а не проведения реформ. Особенно, если будет децентрализация и больше власти отдадут на места. Политическая воля есть, но она есть не у всех и не в каждом нужном случае. Поэтому лучше избегать употребления слова "власть", а говорить о конкретных ветки и конкретных ответственных лиц. Потому употребляя слишком обобщенное 'власть', мы размываем ответственность, а ее надо всегда конкретизировать и спрашивать у конкретных субъектов о конкретных задачах.

Что увидим до выборов?

- Многое будет зависеть от того, как будет развиваться ситуация в Донецкой и Луганской областях. Ведь чем больше она там будет успокаиваться, тем больше будет расти внимание общества к собственно реформ.

Что правительству мешает запустить реформы?

- Правительство не является однородным. Там работают люди, которые действительно пришли что-то менять. Есть неплохое движение, например, в Министерстве инфраструктуры и Министерстве аграрной политики и продовольствия. Министерство образования еще с предыдущего, первого пост-майдановского правительства начало очень важные реформы и продолжает их делать. Пока что они не заметны, но стратегически очень важны и полезны для страны.

А премьер-министр?

- В НАСА (национальное космическое агентство США. - Gazeta.ua) есть такой себе перечень неформальных правил для менеджеров сложных проектов. Одно из них звучит так: лучше принять неправильное решение и потом его исправить, чем не принять никакого, и потом может быть уже поздно принимать любое, даже самое лучшее решение. У нас, обычно, много критики и очень мало альтернативных предложений. К премьер-министру есть много претензий и в экспертном сообществе, и в обществе. Как всегда, люди хотят все и сразу. Благосостояние падает, а ошибки, действительно есть. Но мы впервые в истории вплотную приблизились к тем, действительно, важным и, действительно, непопулярным реформам, без которых движение вперед невозможно. Например, энергетический сектор, изменения в котором вызовут еще большее недовольство у людей.

Как заставить власть начать работать по-новому?

- Сейчас во главе некоторых министерств стоят люди, способные реформировать свои отрасли. Больше всего движению вперед мешает отсутствие настоящих политических партий,  структурированности политической среды и прозрачности финансирования политической деятельности. По принципу, чтобы партии отражали интересы тех или иных общественных групп, а не своих спонсоров.

Как это изменить?

- Общество должно давить, чтобы наконец был принят закон о политических партиях, их прозрачное государственное финансирование, прозрачность медиа, запрет политической рекламы на телевидении и радио. Чтобы исключить ситуацию, когда за два месяца до выборов создают партию и покупают избирателей тем или иным способом.

Какими методами давить?

- Самый действенный способ - это объединение лидеров общественного мнения вокруг нескольких наиболее важных тезисов. Второе - сотрудничество с международными организациями и давление на власть через них. Общество должно сказать ей: решаем вот эти ключевые вещи и только тогда двигаемся дальше. Но это не означает, что в это время ничего не делаем по другим направлениям. Должны работать параллельно. Например, невозможно изменить другие сферы без реформирования государственной службы.

Если удачно проведут реформу МВД и запустят новую патрульную службу в Киеве, это вдохновит на дальнейшие изменения. Другим сигналом о начале реформ станет обнародование чиновниками деклараций не о доходах, а о расходах.

В Украине партии держатся на харизматических лидерах. Без них они просто исчезнут. Как быть здесь?

- Это касается не только партий, но и общественной жизни, и бизнеса, и это касается не только Украины. Харизматические лидеры нужны, без них ничего не происходит. Но они не должны становиться авторитарными вождями. И должны быть законодательные предохранители от этого. Например, в законе о политических партиях должно быть требование к партиям включить в свои уставы механизмы внутрипартийной прямой электронной демократии. Создается сайт. Каждый член партии получает легитимную электронную подпись. Созвать съезд можно при желании, например, 25 процентов партийцев. Вместо этого у нас создают партии под вождя. Он является единственным узнаваемым лицом в медийном пространстве, контролирует представительство на съездах. Туда привозят только своих сторонников, которые голосуют необходимые решения. А демократические процессы отсутствуют. Сначала так происходит в партии, а затем и в государстве. Мобилизированое украинское общество нуждается в партиях принципиально нового образца, основанных на принципах мультилидерства, постоянных и конкретных активностях, а не на пустых политических декларациях. Только такие политические силы могут стать массовыми, поскольку им поверят зрелые украинские граждане, что за последний год убедились в эффективности совместного и добровольного действия.

Как отделить бизнес от власти?

- Вопрос в прозрачности и в том, что крупный бизнес благодаря своим ресурсам влияет на власть, а малый и средний - нет. Нет закона, который бы обеспечивал прозрачность финансирования политических партий. Есть народная мудрость: кто платит, тот заказывает музыку. Если бы средства на развитие партий давало государство, оно выбирало бы и повестку дня. Также надо принять новый закон о выборах, чтобы они стали пропорциональными по открытым спискам. Запретить политическую рекламу на телевидении и радио. Тогда будет единственная возможность донести свою позицию до людей и получить их голоса - работать с ними напрямую. Здесь нет ничего нового, это просто надо начать, наконец, воплощать в жизнь.

Как повлияет на страну политика "затягивания поясов"?

- Надо не заработные платы ограничивать, а сокращать ненужные функции и целые государственные органы. Тогда можно говорить людям о "затягивании поясов". Единственный выход - проведение реальных структурных реформ с высвобождением предпринимательского потенциала. Люди должны на уровне самозанятости обеспечивать себя и семьи. Народ может многое пережить, когда увидит, что происходят изменения.

Какой у нас запас прочности?

- Враги будут работать на дестабилизацию ситуации. Чтобы люди выходили на улицы, протестовали, сносили власть. Но западный мир не может позволить себе поражение. Если реальных изменений в Украине не будет, изменится власть. Каким образом - пока непонятно. Могут начать с того, что точечно будут "выпускать пар", как это произошло с увольнением генпрокурора Яремы.

Ситуация в стране сейчас какая - терпимая, плохая, безнадежная?

- Президент начал работать в мае - скоро будет год. Скоро будет сто дней деятельности правительства. Парламенту - четыре месяца. Я не сторонник направления 'всепропалонассливают'. Нужно, чтобы быстрее заработал общенациональный проектный офис реформ, который бы координировал сложные реформы, которые находятся на пересечении различных отраслей (а, следовательно, интересов и влияний). Это критически важно. Нужно, чтобы проектный офис реформ был создан и эффективно работал в каждом министерстве (вместо ненужных и лишних функций и отделов, которые есть везде), ведь осуществление реформ - это реализация соответствующих проектов, успех которых зависит от того, насколько профессиональным является проектный менеджмент.

До дна далеко?

- Падать всегда есть куда. Война, конечно, является весомым фактором. Но она происходит на трех процентах территории. Вопрос в том, какой самый худший сценарий развития событий, если мир не будет сдерживать агрессию Путина. Где тогда грань - Юг-Восток или дальше. Положительно то, что в мировых кругах нет настроений, что на Украине надо ставить крест.

Какие настроения преобладают в обществе?

- Немало кто говорит: все пропало. Люди видят рост курса доллара, цен и потерю территории. Почти отсутствует коммуникация, которая бы позволяла давать народу надежду. Настроения пессимистичны относительно возможного улучшения с нынешней конфигурацией политических сил и деятелей. Этим может воспользоваться враг. Вплоть до попыток переворота и приведения к власти людей, с которыми у них сейчас неплохие отношения. До сих пор немало военных и политиков остаются агентами Кремля. Мы не знаем их количество. Но они есть. Поэтому крайне важной является мощная коалиция реформаторских сил по каждому из направлений. Это треугольник взаимодействия государство/политика-общество-бизнес и действительно профессиональный менеджмент проектов изменений. Там где это будет сделано - будет успех, там, где нет, будет как всегда - сначала энтузиазм, потом разочарование, потом паника, потом поиск виновных, потом наказание невиновных, а в конце - похвала и награждение тех, кто не принимал участия.

Сейчас вы читаете новость «"Если реальных изменений в Украине не будет, изменится власть. Каким образом - пока не понятно"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

3

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи