Ексклюзивы
пятница, 17 февраля 2017 07:35

"За три года войны общество выросло. Но и устало"

 

— Главная проблема демобилизованных военных — трудоустройство. Человек возвращается с войны, а трудиться — негде, — говорит 53-летний Эдуард Зейналов. Он — глава союза "Громадська варта", который помогает военным, бывший народный депутат, член президиума Аграрной партии.

Почему эта проблема важнее всего?

— Большинство военных — из сел. Приходят домой, а фермера, у которого работали, уже нет. Так же с малыми предприятиями. Они массово закрываются.

Часто рабочие места бойцов заняты. Тех, кто работает вместо них, не выбросишь на улицу. Одни работодатели могут ждать год или полтора, другие — нет. А чем быстрее демобилизованного трудоустроить, тем скорее он приспособится к мирной жизни.

На днях на Майдане прощались с семью бойцами 72-й бригады, которые полегли под Авдеевкой. Пришли военные, демобилизованные, волонтеры, родители, чьи сыновья погибли раньше, журналисты. Около двух тысяч людей. Но посторонних желающих провести погибших почти не было. Люди устали от войны, которую не называют войной. Нужно давно ввести военное положение на Донетчине и Луганщине. В Киеве, Черкассах, Житомире война не чувствуется. В маршрутках и на улице говорят о тарифах, деньгах, ценах на продукты.

Каждый день погибают люди. Мы теряем колоссальные ресурсы — человеческие, финансовые. Однако все привыкли к этому. За три года войны общество выросло. Но и устало.

Как оцениваете реабилитацию бойцов?

— Украина почти не имеет опыта в преодолении посттравматического синдрома. Он есть у Соединенных Штатов и Израиля, которые десятки лет ведут боевые действия. Там работают соответствующие специалисты. Надеюсь, научат наших.

Приходит демобилизованный в реабилитационный центр. А красивые ребята и девушки, которые сидят там, не видели войну. Это вызывает у бойцов негатив. Не понимают, как двадцатилетняя девушка может вывести их из посттравматического синдрома. Это должны делать опытные специалисты или кто прошел войну и сам преодолел такую проблему. Ветеранов нужно вовлекать в реабилитационные программы. Научить и дать им работать.

Бойцы АТО могут получить земельный участок от государства.

— Нет системы, чтобы солдат вернулся с войны и получил участок. Ребятам приходится ее выбивать.

В Кропивницком это выглядело так. Демобилизованный писал заявление, а ему говорили: "Укажи, где участок, и мы посмотрим, сможем ли выделить его". Эта земля оказывается занятой. Ему говорят найти другую. А потом предлагают место где-то на свалке. Так длилось, пока общественные организации не начали оказывать бойцам юридическую помощь.

Почему приходится "выгрызать" землю?

— Сейчас уровень коррупции в стране самый высокий со времен независимости. Полная круговая порука. Это идет сверху.

Взять в аренду гектар земли стоит 300–500 долларов. Это взятка чиновнику земельного кадастра. Шеф, который назначил этого работника, имеет "политическую крышу". Его поставили на должность по партийной квоте. Чиновник кадастра имеет "план" — поднять наверх, например, 200 долларов с гектара. Приходят атовцы: "Дайте нам на тысячу бойцов две тысячи гектаров". На Кировоградщине 1,7 миллиона гектаров пахотной земли. Разделено на паи около 1,2 миллиона. Остаются 500 тысяч, которые принадлежат государству. В области около 8 тысяч бойцов, которые прошли войну. Неужели трудно из 500 тысяч выделить им 16 тысяч гектаров?

Но если перемножить их на 200 долларов за гектар, то выходит 3 миллиона долларов. С участников АТО чиновник деньги не возьмет. А наверх передать должен. Потому что там скажут: "Ты нам об атовцах не рассказывай". Эту мафию продавить почти невозможно. И такие планы поборов есть во всех органах государственной власти.

Из-за этого страдают бизнес, граждане. Волонтеры не могут собрать необходимое для армии. Ранее машин не хватало, чтобы отвезти все военным. Теперь не просто достать 10 банок меда. Не потому, что люди не хотят давать. Просто предпринимателей разорили, а люди обеднели.

Минобороны получило 120 миллиардов гривен на обеспечение армии: пищу, одежду, горючее. Оружие и боеприпасы сюда не входят. Если разделить эти деньги на 250 тысяч военных, на каждого выходит колоссальная сумма. Но по факту воины одеты и накормлены чуть лучше, чем в начале войны. И все. Куда деваются средства, если волонтеры до сих пор возят еду, лекарства, средства гигиены, теплую одежду, кабель, трубы?

Как урегулировать вопрос льгот, чтобы все ветераны были в равных условиях?

— Землю дают по месту жительства. Не могут всем выделить в Киеве. Компенсировать деньгами сложно. Как установить пределы этой суммы? Главное, чтобы боец чувствовал, что нужен государству.

Есть предприниматели, которые берут атовцев на работу. Но не получают льготы от государства. А они нужны. Это нужно урегулировать.

Уже более 150 тысяч украинцев прошли войну. Имеют право на особое отношение. Не стоит доводить их до точки кипения. Это будет не тот Майдан, на котором пели и махали флагами.

Волонтеры сотрудничают с Министерством обороны?

— Офис нашей организации "Громадська варта" — в помещении швейной фабрики "Зорянка" в Кропивницком. Это большое предприятие. У нас возникла идея делать там защитные костюмы, бронежилеты и форму. В мае 2014-го поехали в Израиль, встретились с представителями компаний-производителей. Одна согласилась создать совместное предприятие. За шесть часов имели разрешение их минобороны. Я два месяца пытался получить подобное в Украине. Прошел все инстанции — от Администрации президента до Генерального штаба. Закончилось ничем.

Какая ситуация с тендерами?

— В позапрошлом году Минобороны объявило тендер на пошив формы на 100 миллионов гривен. Фабрика "Зорянка" принимала участие. Конкурс выиграла компания, зарегистрированная в донецкой бане. Когда поднялась буча, в министерстве сказали, что это старая регистрация. Мол, они уже в Киеве. Хорошо, покажите, где будут шить форму на 100 миллионов? Ответили, что это не их проблема. Долго разбирались. В конечном итоге тендер аннулировали. Но четыре месяца потеряли. Армия не получила форму своевременно.

В Минобороны заверяют, что электронные закупки исключают коррупцию.

— Комплект качественной формы не сделаешь дешевле, чем за 500 гривен. Или она будет из гадости, которая горит. Думаю, не без участия российских спецслужб появляется фирма, которая ставит цену 300 гривен за комплект. Все понимают, что это — нереально. Но в электронном конкурсе это предложение выигрывает. Никто не поинтересовался мощностями, репутацией фирмы, образцами формы, качеством ткани. Бывало, цену, которая победила, потом таки повышали. То же происходит с оружием, едой и другим.

Как это изменить?

— Нужные реальны реформы. А у нас их проводят так, что на должностях остаются те же. В судах, прокуратуре, налоговой, Минобороны.

Любая реформа будет болезненной. Сейчас лучше создать новое Министерство обороны с нуля и передать ему в управление то, что осталось. Старое — отрезать. К "Жигулям" можно приварить новые детали, подвески, амортизаторы — но это все равно будет старая ржавая железяка. Без глобальных потрясений не получим новое качество государства. Чем раньше решимся на них, тем скорее преодолеем самую тяжелую часть пути.

Сделали больше 120 поездок на Донбасс

Эдуард Зейналов родился на Кировоградщине 21 июля 1963 года. Закончил Одесское мореходное училище и Межрегиональную академию управления персоналом. Работал оператором на нефтебазе, начальником отдела внешнеэкономических связей "Кировоградглавпостач". Занимался бизнесом, возглавлял несколько компаний.

Был доверенным лицом кандидата в президенты Виктора Ющенко. Работал главой Кировоградской облгосадминистрации. Избирался народным депутатом. В настоящий момент — член президиума Аграрной партии.

Возглавляет общественную организацию "Громадська варта".

— Сделали больше 120 поездок на Донбасс с волонтерской помощью. Еженедельно, а иногда и дважды в неделю туда выезжает загруженная машина — бус или грузовик. Возили все: проволоку, пленку, лес, технику, — говорит Эдуард Зейналов.

Женат. Имеет сыновей 27-летнего Максима и 20-летнего Артема.

Сейчас вы читаете новость «"За три года войны общество выросло. Но и устало"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть