Ексклюзивы
пятница, 01 августа 2014 09:30

"Война только на Донбассе. Для остальной страны — время для реформ" - Новак

 

Глава Комитета экономистов 41-летний Андрей Новак оставляет черный "Лексус" на тротуаре под деревом возле столичного метро Лукьяновская. С заднего сидения берет пиджак, надевает.

— Принес вам книжку в подарок. Только не читайте ее на ночь, — улыбается и протягивает "Как поднять украинскую экономику" со своим фото на обложке. — Только что был на телеэфире, говорили о бюджете и финансировании солдат на Донбассе.

Заходим в ресторан "Ланселот". В центральном зале полумрак, пусто и прохладно. На стене выставлены кальяны. Официантка приносит Новаку эспрессо.

В понедельник премьер Арсений Яценюк попросил депутатов выделить на военных 1,9 миллиарда гривен и 3,3 миллиарда на возобновление Донбасса. Этого достаточно?

— В нормальных странах финансирование армии даже в мирное время осуществляется секретной эмиссией денег (эмиссия — выпуск в обращение новых денежных знаков. Секретная эмиссия — финансовый инструмент государства, о котором не объявляют. — "ГПУ"). Их допечатывает Нацбанк. Это делают государства с собственной денежной единицей. У нас есть гривня.

По данным ЦРУ, в России секретная эмиссия рубля составляет до 20 процентов всей эмиссии. То есть каждый пятый рубль нигде не проходит, нелегальный. Поэтому у них до зубов вооруженное войско, ФСБ, такая огромная армия, высокие зарплаты у военных, от тысячи долларов.

У Новака на мобильном играет песня "Океана Эльзы". Обещает дать интервью завтра в 13.00 в гостинице "Украина".

— Если идет война, у нас должна быть секретная эмиссия. Из бюджета можно выделить 2 миллиарда гривен, а неофициально еще 20. Для нужд армии у нас есть собственное производство. Деньги можем печатать. Не должно быть никаких проблем.

Почему тогда такое слабое обеспечение армии?

— Есть две причины: или от незнания, или преднамеренные действия на снижение обороноспособности страны. Это ответственность правительства. На армию выделено 7 миллиардов гривен — куда они пошли? Не на бронежилеты, потому что солдаты чуть ли не сами их покупают. А теперь правительство просит еще денег. Какое право имеет Яценюк требовать новые суммы, когда не отчитался за предыдущие? Заявление об отставке — это дезертирство. И неголосование за изменения к бюджету — не повод. Политически Яценюк запустил себе пулю в лоб. Это шаг безответственного политика во время войны — бросать все. Через три месяца у нас будут досрочные парламентские выборы, новая коалиция, которая сформирует правительство. Яценюк хочет принять участие в этих выборах, получить статус народного депутата со всеми привилегиями.

Зачем ему это?

— Очевидно, нужна неприкосновенность. Где-то нагрешил. В частности, спросят, и где деньги, выделенные на армию? На 7 миллиардов можно было сделать несколько десятков танков, несколько сотен БТР, накупить оружия, средства защиты, лекарств — все нашего производства. Это дало бы толчок для военно-промышленного комплекса.

Правительство работает шестой месяц. Есть позитивы в работе?

— Кабмин сразу выбрал неправильную тактику на затягивание ремней и налоговую нагрузку. К чему это приводит? Суживаем внутреннее потребление. Откуда возьмется развитие?

Все 1990-е у нас было падение валового внутреннего продукта, а в 2000 году вывели на рост. Это произошло благодаря дополнительной контролируемой эмиссии гривни. Сделали большие пенсии, зарплаты, социальные статьи.

Это не приведет к обесценению гривни?

— Тогда инфляция была 25 процентов. Сейчас не меньше. Бояться ее не стоит.

Новаку опять звонят. Приглашают на утренний эфир на телеканал.

— Не дадите мне выспаться, — смеется, кладет трубку.

Это правительство запустило хоть одну реформу?

— Яценюк с министрами пришли без стратегии. Поэтому не предложили ни одной реформы. Кабмин не предложил ни налоговой, которая очень необходима, таможенной, бюджетной, пенсионной, медицинской, завершения образовательной. А теперь подняли шум, что не принимают изменения к бюджету. Это же не реформы. Парламентарии не проголосовали за изменения, потому что вся финансовая нагрузка экономического кризиса и войны перекладывается на простых украинцев.

Война — время для реформ?

— Война только на Донбассе. Для остальной страны — время для реформ. И это задача правительства. А так у нас только углубляется кризис и снижается ВВП.

Международный валютный фонд даст нам кредит без изменений к бюджету?

— МВФ интересует только одно — будем ли мы платежеспособны. Смотрят доходы и расходы бюджета. Чтобы он не был таким дефицитным, указывают на самые проблемные статьи — дефицит пенсионного фонда и "Нефтегаза".

Многие говорят: если в течение двух-трех месяцев не начать реальные изменения, осенью будут "голодные бунты". Как этого избежать?

— Идеальное время для быстрых реформ упущено. Это было, когда старая коалиция развалилась, а депутаты из Партии регионов и Компартии повыбегали. Многие решения Верховная Рада голосовала даже конституционным большинством, больше 300 голосов. Тогда можно было быстро забросить законы настоящих реформ: налоговой, бюджетной, пенсионной, медицинской. И сразу принять. С 1 января 2015 года все работало бы.

Украинцы сейчас на социально-экономический кризис остро не реагируют. Большинство понимают, что идет война. Готовы терпеть. После войны начнут думать, почему живем все хуже. Тогда будут социальные протесты, сначала в определенных отраслях, на отдельных предприятиях или в регионах. Прежде всего там, где были военные действия.

Если сравнить состояние экономики во время кризиса 2008 года и сейчас, мы приблизительно в одинаковом положении?

— Не будет такого провала экономики, как в 2008-м. Тогда наблюдали падение ВВП больше 15 процентов. Сейчас, невзирая на временную оккупацию Крыма и события на Донбассе, будет колебаться в пределах 10.

Это было бы справедливо, если бы на восстановление Донбасса скинулись олигархи, по предложению Яценюка?

— Кто подыгрывал и помогал боевикам и сепаратистам, должны возобновлять все: дороги, железные дороги, мосты. Как их заставить это сделать — вопрос к Кабмину и Нацбанку. Яценюк разве предложил механизм? Сладкие слова — одно, а экономические инструменты — другое.

Мы сделали цивилизационный выбор в пользу Европы. Какие позитивы будем иметь от Соглашения об ассоциации?

— Ни одно международное соглашение не заменит внутреннюю экономическую политику. А только открывает возможности. Если политика будет неэффективна, не сможем воспользоваться никакими соглашениями.

Можем сейчас поднимать вопрос о своеобразном "плане Маршалла" для Украины — программе экономической помощи? Рассчитывать на списание долгов, как в свое время было с Польшей?

— Европейский Союз в одностороннем порядке пошел навстречу Украине, открыв свой рынок до подписания Соглашения об ассоциации. Какой украинский товар может там хорошо продаваться? В основном, сырьевой: зерно, масло, сахар. Будем ли продавать на рынке ЕС товары тяжелой или легкой промышленности: технику, одежду, аксессуары? Нет. Потому что они не конкурентоспособны. Европейский потребитель требователен. Новым производителям как минимум нужно время, чтобы пройти сертификацию продукции, найти европейских партнеров.

Наибольшим преимуществом экономической части ассоциации является значительное увеличение инвестиций в Украину. У нас практически во все виды деятельности выгодно вкладывать деньги. Потому что дешевле рабочая сила, ресурсы и удобное географическое расположение. Инвесторы не шли в Украину, потому что для них нужны три базовых фактора: безопасность ведения бизнеса, прибыльность и перспектива развития. В Украине работает только второй. Практически во всех сферах можно достичь значительно более высокой прибыльности, чем в Европе. Потому что их рынок перенасыщен. Но два других фактора не работают. Безопасность — из-за коррупции. Сейчас она физически не возможна из-за военных действий. А какая у нас может быть перспектива развития, когда бизнесмен не может написать реальный бизнес-план даже на три года? Власть постоянно вносит какие-то изменения новые налоги, ставки и правила. Я уже не говорю о коррупционной составляющей, когда за каждое разрешение нужно платить. На некоторое время утихли, боялись. Потом увидели, что все нормально — ставки выросли. В частности по возмещению НДС. Эти деньги идут наверх руководству правительства.

На кого Украине ориентироваться при перестройке государства?

— За образец взять то, что соизмеримо с нами. Это Германия. Таков наш потенциал и возможности по ресурсам.

1657 голосов набрал Андрей Новак на парламентских выборах 2002 года. Шел самовыдвиженцем по округу №87 в Коломые. Там победил Владимир Мойсик от "Нашей Украины", который пригласил Новака к себе помощником. Проработал у того два года. Новак планирует принимать участие в следующих парламентских выборах.

Был советником Тимошенко и Еханурова

Андрей Новак в политике с 1998 года — на парламентских выборах был советником Партии зеленых и "Реформы и порядок". Первая преодолела 4-процентный барьер, вторая нет. Также работал советником двух премьер-министров: Юлии Тимошенко и Юрия Еханурова.

Родом из Коломыи на Ивано-Франковщине. По образованию экономист. В 2010-м возглавил Комитет экономистов.

Любит путешествовать. Нравится Венгрия. Был там трижды. Увлекается футболом, настольным теннисом, шахматами.

— Шахматы — это от отца. Он у меня кандидат в мастера спорта, — говорит. — В детстве я лучше играл в шахматы, чем говорил.

Жена Ольга — переводчик английского. Супруги воспитывают 16-летнего Андрея и 11-месячную Ярину.

Сейчас вы читаете новость «"Война только на Донбассе. Для остальной страны — время для реформ" - Новак». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

9

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть