Ексклюзивы
вторник, 24 февраля 2015 07:25

"У России есть много планов и контрпланов. у нас - ни одного" - Яхно

 

Политтехнолог 36-летняя Олеся Яхно встречает в офисе интернет-портала "Реплика", где работает редактором. Это в центре Киева на Печерске. Помещение делят с социологической службой "Резерч энд брендинг групп" и несколькими другими компаниями. Разговариваем за столом переговоров. Рядом за компьютерами работают четверо журналистов.

Какие сегодня настроения в обществе?

— Появилась украинская политическая нация. Сейчас даже русскоязычный не означает пророссийский. Запад и Восток стали ближе и более сплоченными. Есть запрос на объединяющую идею в пределах государства. Теперь народ ждет от политиков, чтобы те наконец начали работать над вызовами. Есть недовольство тем, как проходит люстрация. Бюджетники и пенсионеры не воспринимают роста цен и подорожания коммунальных услуг. Но все это не выльется в третий Майдан.

Запрос на люстрацию власть частично удовлетворяет. Начались судебные процессы над бывшим лидером фракции "регионалов" Александром Ефремовым, его коллегой Михаилом Чечетовым.

— Люди за люстрацию, но против популизма. Не хотелось бы, чтобы это превратилось в показательный процесс над одним человеком. Чтобы он отсидел полгода, а потом его выпустили. Это уже видели в 2005-м. Не хотелось бы, чтобы наказания за экономические преступления, финансирование сепаратизма или другие нарушения закона были одноразовыми. Если коррупция будет длиться на разных уровнях, то недовольство людей будет только расти.

Бывшего генпрокурора Ярему общество наказало за бездеятельность. Его преемник понимает это, вот и исправляет ситуацию.

Кого еще нужно уволить?

— Нужно немедленно проводить изменения в судебной и правоохранительной системах. В течение этого года возможны ротации в министерствах. Прежде всего их следует ждать в экономическом блоке правительства, потому что значительная часть критики и недовольства будет касаться социально-экономической ситуации. Общество понемногу будет переводить внимание с фронта на тыл. Допускаю создание нового министерства или департамента в рамках существующего. Оно будет заниматься оккупированными территориями: Крымом и частью Донбасса.

Почему медлят с реформами?

— Никто не хочет брать на себя ответственность. Потому что реформы, которые нужно проводить, — не популярные. А поскольку в стране постоянно какие-то выборы, то политики о репутации беспокоятся больше, чем о государстве.

Чего дальше ожидать на Донбассе? Как будет действовать Путин?

— Он спешит, поэтому будет наращивать агрессию. Возможно даже открытое вторжение, которое распространится на половину Украины. Потому что в самой России экономическое положение ухудшается. А уровень поддержки внешнеполитических действий Кремля снижается.

То, что Москва начала военную эскалацию на Донбассе, даст возможность нам легче вернуть Крым. До Донбасса в действиях России против Украины не было жертв. Москва могла апеллировать к Западу: посмотрите, какие здесь настроения. Можем провести еще один референдум. Теперь кровавая история Донбасса напрямую связана с вмешательством России. А там, где есть жертвы, есть вероятность привлечения к ответственности через военный трибунал. И такая ответственность обязательно наступит — через полтора-два года.

Рано или поздно на Донбасс введут миротворческий контингент. Если Россия будет блокировать миротворцев ООН, то возможно — ОБСЕ. Международная практика показывает: войну легко начать, но сложно закончить. Быстро этот конфликт не прекратится при любом варианте развития событий.

У России много планов и контрпланов: "А", "Б", "Г", "Д". Они предусматривают действия по развалу Украины на разных направлениях — военном, политическом, экономическом, информационном.

Что может противопоставить Украина?

— У нас нет даже одного четкого плана. С одной стороны, это понятно, поскольку мы не инициаторы войны. Мы реагируем на происходящее. Мы защищаемся. С другой — не действуем на опережение. Но в целом Украина избрала стратегически правильный путь. Мы доказываем свою последовательность и договороспособность — в отличие от Москвы.

Между тем Россия убила идею "русского мира". На Донбассе воюют россияне преимущественно с русскоязычными украинцами. Поэтому в дальнейшем антироссийские настроения в украинском обществе будут преобладать. По крайней мере пока Россия не признает свою политику ошибочной.

Запад будет наращивать санкции относительно России?

— Есть санкции официальные, а есть гибридные. Могут отбирать имущество России. Например, осенью 2014 года Гаагский суд принял решение оштрафовать ее на 50 миллиардов долларов. Эти средства должны выплатить как компенсацию бывшим акционерам нефтяной компании "ЮКОС". Если Москва проигнорирует решение суда и не будет отдавать деньги, то на Западе будут отбирать имущество, которое принадлежит России. Через полгода-год ее экономика будет разрушена.

Чем, скорее всего, закончится война на Донбассе?

— Кремль может что-то выторговать — например, Украина не будет вступать в НАТО. Донбасс останется в составе Украины. Потому что большинство тамошних жителей живут не современной Россией, а представлениями, далекими от реалий. Они думают, что Кремль объявил "русскую весну". В действительности сама Россия в ней нуждается. Потому что москвичи, например, чувствуют давление со стороны выходцев из Кавказа. Считают, что сами испытывают давление. В России проживает более двухсот национальностей, то есть это страна с потенциально высоким уровнем межнационального конфликта. В Украине этого нет. Донбасс стал легким для манипуляций из-за отсутствия адекватной информационной политики, да и гуманитарной в целом. Ведь российская пропаганда очень примитивна. Однако мы оказались настолько слабыми, что это сработало.

Какие ошибки в этой войне допустил Путин, а какие — Порошенко?

— Москва сделала стратегическую ошибку — ставку на радикальный сценарий. Идея пересмотреть границы и изменить систему, которая сложилась после Второй мировой войны, — амбициозная, но Путину реализовать ее не удастся. Для этого нужна в первую очередь современная экономика. Ее у России нет. Следовательно, Москва претендовала на лидерство на постсоветском пространстве, а свела свою позицию к Донбассу. И отпугнула даже партнеров по Таможенному союзу — Беларусь, Казахстан. Из этой ошибки сложно найти выход для России. Думаю, Кремль решил задачу продлить жизнь режима Путина на какой-то период — например, на пять лет. Но заплатит за это потерянными перспективами страны и общества.

Украина делала много тактических ошибок. Самая главная — не среагировали быстро на ситуацию в Крыму. Власть не смогла адекватно оценить ситуацию. В августе 2014 года Иловайск стал возможным в частности и потому, что руководство недооценило возможность вмешательства российских войск.

В чем рецепт успеха Украины в будущем?

— В единстве политиков. На уровне граждан оно существует, а на уровне политической и бизнес-элит — нет. Для политиков основное — поймать оппонента на ошибке. Например, принимали бюджет. Хорошо, что политики и журналисты подмечают нарушение процедур. Но бюджет — это не только процедура и регламент, это глобальный взгляд на экономику. Вместо этого политики пытаются друг друга выставить дураком.

Если посмотрим на государства, которые осуществили качественный прорыв в своем развитии, то в основе его всегда была какая-то базовая идея. Пока никто в Украине не инициирует подобное. Все обсуждается в масштабах выживания — финансового прежде всего. То есть до идеи успеха и развития еще не доросли.

Какой должна была бы быть базовая идея для Украины?

— Современная восточноевропейская страна. С развитыми институтами государства и общества. С современной рыночной экономикой. С возможностями для реализации потенциала граждан.

Разбивает рукой кирпич

Олеся Яхно родилась в городе Немиров Винницкой области. Родители — госслужащие. По образованию — магистр журналистики, также имеет специальность "государственные финансы", кандидат политических наук. Училась в Национальном университете им. Шевченко и в Национальной академии государственной налоговой службы. Работала корреспондентом в газете "Голос Украины", экспертом в Агентстве гуманитарных технологий, заместителем главного редактора в "Главреде". В 2005-м возглавила Институт национальной стратегии. Сейчас возглавляет интернет-издание "Реплика".

Три-четыре раза в неделю занимается восточными боевыми искусствами. Разбивает рукой кирпич. 100 раз ежедневно отжимается от пола.

Замужем. Муж — российский политолог Станислав Белковский.

Сейчас вы читаете новость «"У России есть много планов и контрпланов. у нас - ни одного" - Яхно». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

4

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть