Ексклюзивы
пятница, 12 декабря 2014 07:00

"Боюсь, быстрых реформ не будет"

 

Правовед 42-летний Геннадий Друзенко назначает встречу в кафе "Золотой дукат" на столичной ул. Институтской. Громко играет мелодичная музыка.

- Здесь можно встретить представителей всех ветвей власти. За кофе ведутся чуть ли не теневые заседание правительства, - шутит. Заказывает фирменное кофе.

Вы часто бываете на Западе. Что там говорят об Украине?

- Там не всегда понимают, что происходит у нас. Большинство европейцев убеждены, что в Украине продолжается хорошо знакомый им этнический конфликт между украинскими и русскими, украиноязычными и русскоязычными. Но это не так. У нас не этнический, а не языковой и не религиозный конфликт - это столкновение двух противоположных ценностных систем. В центре украинской мира - человек. Росийського- государство. Вот и имеем в Донбассе конфликт двух мировоззрений. Западу это сложно понять.

В чем на Западе видят опасность того, что сейчас происходит в Украине?

- Их пугает расширение влияния Кремля. Им трудно поверить в то, что постоянный член Совета безопасности ООН нарушает базовые принципы международного права, установленные после Второй мировой войны. Я говорю моим европейским собеседникам, что исторически границы России заканчивались там, где ее останавливали вооруженным сопротивлением. По словам российского историка Георгия Федотова, Московия как чернильное пятно веками расползалась по карте. Сегодня Запад удивлен, что украинская армия смогла остановить противника в пределах части Донбасса. Оказывается, Российская федерация - это отсталая страна, которую могут бить украинские добровольцы и то, что осталось от регулярных войск. Украинский "киборги" разрушили миф о вооруженной мощи России. Безрезультатные многомесячные попытки взять штурмом руины донецкого аэропорта - это осиновый кол в миф о "второй" или "третьей" по мощности армии мира.

Какой помощи Запада нуждаемся сейчас больше всего?

- Финансовой. МВФ и Евросоюз - это сегодня крупнейшие финансовые доноры Украины. Но они предпочитают давать Украине деньги в обмен на реформы. С этим откровенно затянули. За девять месяцев слишком мало сделано. А сжигать миллиарды долларов в печи неэффективной украинской экономики и системы управления не хочет никто.

Стоит ли нам ожидать от Европы в своеобразный план Маршалла - экономической помощи?

- Со стороны ЕС было бы честно и исторически справедливо выделить Украине масштабную финансовую помощь, потому что она сама возродилась после Второй мировой войны благодаря масштабной поддержке США, предоставленной в рамках плана Маршалла. Однако для Европы "план Маршалла для Украины" - это сложный и пока недостижимый компромисс. 28 странам ЕС, среди которых есть и откровенные союзники России, трудно договориться об этом. Единственная надежда - на немецкого канцлера Ангелу Меркель, которая сегодня едва ли не единственная среди европейского политического бомонда демонстрирует настоящие лидерские качества.

В Евросоюзе активно действуют путинские союзники. Это и венгерский премьер Виктор Орбан, и чешский президент Милош Земан.

Если же мы говорим о США, то следует помнить, что для Вашингтона украинский вопрос никогда не будет вопросом №1. Главные вызовы для США - это Китай с его бешеным развитием и Ближний Восток, который влияет на колебания цен на нефть.

Новое правительство способно на реформы?

- Боюсь, быстрых реформ не будет. Потому радикальные реформы - это всегда сконцентрированный удар. Для этого должен быть единый центр принятия решений. Европейский поезд едет по давно проложенным рельсам по четкому маршруту. В Украине - бездорожье. Наши дороги еще предстоит проложить. Следует определиться, где именно их следует прокладывать. В Кабмин пришли неплохие люди, но - не команда. Покойный Каха Бендукидзе говорил: любые реформы можно делать, когда за тобой стоит министр финансов, который даст деньги, и генпрокурор, который говорит: "Вперед! Экспериментируй! Тебе за это ничего не будет". В Украине такой команды, к сожалению, нет.

Это реально изменить?

- Да. Прежде всего, нужно упростить конституционную систему. Потому что она - бессмысленна. Правительство является исполнительной властью. Он подотчетен парламенту. Но исполнительную власть на местах - губернаторов - назначает президент. Если премьер и президент не договорились, то губернаторы могут затормозить что угодно. Надо установить простые и понятные правила игры. Увеличить полномочия местных властей. По Киеву оставить только внешнюю политику, оборону, финансово-денежную политику, технические стандарты и еще несколько сфер. Тогда будут развиваться общины на местах.

Когда увидим результаты реформ?

- Лет через 8-10. Грузинский опыт свидетельствует, что реформы начали работать и приносить плоды именно за такое время. Украине надо перенимать грузинскую модель. В частности, открыть страну, максимально упростить регулирование и бюрократические процедуры. Сделать из нее "европейскую Америку" - и сюда из мира потянется все эффективное, предприимчивое.

Какой будет роль министров-иностранцев в правительстве?

- К сожалению, они не смогут сформировать свою команду. Большинство из них даже не смогут эффективно работать с документами, так как весь документооборот в государственном аппарате украинский. "Министры-варяги" пришли в структуры, где у работников - совсем другое мышление, другой тип мировосприятия. Попробуйте поставить мотор "Мерседеса" в "Жигули". Произойдет авария.

Западный менеджер строит корпорацию под себя. А у нас - старый аппарат. Неэффективная модель принятия решений. Смешные, неконкурентоспособные зарплаты у госслужащих. Радикальные реформы гораздо легче осуществлять в президентских республиках. Потому что правительство, сформированное парламентом, - это коллегиальный орган, который отражает сложные коалиционные договоренности и балансирует различные влияния и интересы.

Зачем президент Порошенко пригласил иностранцев в Кабмин?

- Это, очевидно, своеобразный реверанс в сторону Запада. Возможно, на них потом спишут все неудачи. Потому что их не жалко. Скажут, что этой стране не смогли помочь даже западные министры. Нам требуются не "парашютисты", а люди-мосты. Которые понимают, что здесь происходит. Одновременно учились, жили, работали на Западе, и могут тот опыт перенести к нам. Новый министр финансов Наталья Яресько более-менее понимает ситуацию, потому что долго жила в Украине. Но удержит ли она ситуацию в государстве, на грани дефолта? И все будут просить денег. Чтобы политически выжить в таких условиях, нужно иметь мощную политическую поддержку.

Какие в Украине перспективы, если не начнутся реформы?

- У нас есть только два варианта: либо исчезнуть в очередной руинах, или - возродиться и стать "европейской Америкой". Неизвестно - этот Кабмин проведет реформы, но если не проведет его членов просто вынесут из кабинетов.

Какой у нас запас прочности?

- Украина - живучая. Но 2015-й год будет решающим. Общество уже год работает в режиме нон-стоп: на Майдане, потом - на войне. Есть максимум год еще что-то менять. Далее энергия иссякнет. Брать скальпели, и резать надо уже сегодня. Таблетки не помогут.

С чего начинать?

- Уменьшать количество чиновников и государственных полномочий. Зачем нам, например, Министерство культуры? Чем оно занимается? Во Франции или Польше Минкульт, например, финансируют кино, музеи. В Украине, которая уже год живет на грани дефолта, также надо как-то удержать театры, музеи, заповедники. Но разве для этого надо платить зарплаты сотням госслужащих, налоги на эти зарплаты, коммунальные платежи, интернет, расходные материалы для оргтехники? Давайте лучше сделаем совет руководителей театров и они между собой договорятся, как распределить те 5 копеек, которые им дает государство. То же касается Министерства молодежи и спорта. Плюс максимум полномочий, финансов и ответственности на места. Там лучше разберутся, где построить футбольную площадку и стоит ли открывать муниципальный театр или музей.

Для меня до сих пор загадка, чем занимается Министерство экономического развития и торговли. Надо оставить ключевые министерства - обороны, внутренних дел, иностранных дел, финансов.

Друзенко звонят.

- Скоро заканчиваю, буду через 15 минут, - говорит.

Кто может заставить власть двигаться к переменам?

- Мы, люди Майдана, а не люди сцены Майдана, попасть на которую во время Революции достоинства было почти так же трудно, как и на Банковую.

Опять через Майдан?

- Власть пока не забыла Майдан. Да, иногда нужно выходить на улицы, возможно, даже зажигать шины. Но новый Майдан во время путинской агрессии - путь к новой руине.

В чем Украина за этот год стала сильнее, а в чем - слабее?

- Украинское общество проявило себя значительно более зрелым, более эффективным и мудрее отечественного политикума. Абсолютное большинство украинских политиков пока занимается привычным делом: рассказывают народу басни. Обещают, например, поднять пенсии и зарплаты или вступить в НАТО. Где оно? Время говорить правду. Майдан требовал, в частности, честности во взаимоотношениях между властью и обществом. Признаем, что у нас нет денег на повышение пенсий. Что мы не можем позволить себе вполне бесплатную медицину или высшее образование. Что мы - бедная страна, которая живет в долг. Потому что мы, к сожалению, до сих пор живем в каком-то давно умершему ментальном социализме. Выбираем профессии, которые не соответствуют требованиям рынка труда. Большинство дипломов выпускников лежат на полках. Надо создать фонды, где каждый, кто поступил учиться, мог получить беспроцентный заем. Это замечательный механизм, который заставляет быть ответственным. Студенты станут требовательными к преподавателям. Будут выбирать практическую профессию, ведь кредит нужно будет возвращать.

Какой Украина будет через год?

- Сегодня у нас есть шанс стать европейской Америкой, а не периферией Евросоюза. Для начала надо создать здоровое ядро нового государства. Дальше - наращивать дополнительные функции. Не выйдет из развалюхи УССР сразу заехать в шикарный дворец. Должны пройти стадию малого, но эффективного государства.

Сейчас вы читаете новость «"Боюсь, быстрых реформ не будет"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть