Ексклюзивы
вторник, 23 августа 2016 06:55

"Запретили говорить по-украински, даже по телефону с родственниками"

Из России убегают заробитчане

— В июне хозяйка ударила меня по спине дубовым табуретом. Прошло два месяца, а синяк остался на всю спину. Ходить не могла, но кому я что докажу? Работала в России нелегально. Еще и не заплатили за последний месяц, — рассказывает 56-летняя Татьяна Любомир из Винницы. Поехала на заработки в Москву в 2011 году.

— Всю жизнь проработала в детсаду воспитательницей. Когда дочь вышла замуж, отдала им квартиру. А себе на жилье планировала заработать в России. Там работала моя подруга. Она подыскала работу гувернантки. Присматривала за двумя детьми — 7-летней Аней и 4-летним Константином. Зарплата — 600 долларов. За жилье и еду не платила. Хозяева — зажиточные люди. Муж работал в Госдуме, жена имела собственную юридическую контору. Сначала нормально ладили. И дети хорошие были. Когда в Украине начался Майдан, хозяева спросили, кого я поддерживаю. Ответила, что сейчас живу в другой стране, потому не могу никого судить или поддерживать. Оставили меня на работе.

В прошлом году в войско мобилизировали моего зятя. Тогда же на Донбасс попал брат хозяйки. Еще и начались в семье финансовые проблемы. По вечерам хозяева приходили домой и напивались. Потом начинали драться, детей лупили. И мне перепадало. Весной их родственника ранили. Тогда они совсем озверели. Заходили ко мне в комнату, обзывали, били. Утром извинялись. Запретили говорить по-украински, даже по телефону с родственниками. Раз в неделю встречались с заробитчанами. Хозяин говорил, что мы там кучкуемся и будем устраивать акции протеста. После этого решила возвращаться домой.

Из Москвы приехало много наших работников. Ребята из Винницы работали на строительстве. Многим не отдали зарплату за полгода или даже год. Практиковалось такое, что хозяин придерживает деньги на карточке до выезда работника. Большинство жили в бараках, вагончиках, боялись, чтобы не ограбили. Один парнишка просил деньги на билет прямо на вокзале. Кое-кто переехал в более спокойные районы, ближе к Санкт-Петербургу, Тюмени. Там платят меньше, но люди не так настроены против украинцев.

Из России вернулись работники, которые работали строителями, водителями, продавцами.

— Большинство трудились нелегально, — говорит Ольга Новак, специалист по трудоустройству рекрутингового агенства "Ленокс". — Работников перестали нанимать. Также нелегалов не обслуживают в больницах, нельзя оформить ребенка в школу. Раньше украинцы строили элитный квартал в Москве. Недавно владелец строительной фирмы отказался от их услуг. Сказал агентствам искать таджиков, казахов, только не украинцев. Многие наши работники переехали работать на север России. Там восстанавливают старые дома, строят дороги, прокладывают водопроводы. Часть перебралась в Санкт-Петербург. Работодатели часто спрашивают об отношении к Путину и событиям в Украине. Женщины-заробитчанки выехали из России год назад. Закрепились лишь уборщицы и парикмахеры. Часть гувернанток, переводчиков, учителей, врачей выжили свои же. Те, которые имеют российское гражданство.

Какой была ваша первая работа?

Виталий Томищ, 30 лет, прораб, Винница:

— После университета должен был работать учителем химии и биологии в школе. Зарплата тогда была 680 гривен. Решил идти на стройку. Там платили вчетверо больше. Правда, работал тяжело и допоздна. Клеил обои, клал плитку, штукатурил. За четыре года стал специалистом. Создал бригаду.

Оксана Викалюк, 25 лет, руководитель рекламного отдела, Киев:

— Пошла работать в магазин электронной техники. Испытательный срок был месяц. Сначала все было хорошо, коллектив приветливый. А в конце месяца на меня повесили недостачу товара. Когда принимала его, не пересчитала и расписалась в накладной. Не хватило телевизора и ДВД-проигрывателя. Директор сказал заплатить за все. Имела 1500 гривен зарплаты. Отрабатывала полгода.

Виктор Лысюк, 36 лет, старший научный сотрудник Института физики полупроводников, Киев:

— На четвертом курсе пошел фотографом в агентство недвижимости. Снимал дома, квартиры. Потом стал менеджером по продаже. Всего проработал в агентстве 10 лет. Уволился, потому что стал чувствовать себя банкротом. Ставка была 100 долларов в месяц. Основной доход зависел от продаж, а их было мало.

Василий Карпюк, 28 лет, директор литературного агентства "Discursus", Ивано-Франковск:

— Первая запись в трудовой книжке — охранник в супермаркете. Устроился туда восемь лет назад. Работу нашел по объявлению. Имел два дня рабочих, потом — два выходных. Работал с восьми утра до 23:00. За это получал 600 гривен ставки и немного премии сверху. Зарплата не дотягивала до тысячи в месяц. Поэтому и уволился. Отработал три месяца.

Ольга Орос, 31 год, рекрутер кадрового агентства, Киев:

— Первую работу нашла в 2007-м по объявлению в газете. Искали бухгалтера в компанию, которая продавала горюче-смазочные материалы. Офис — в 10 минутах от дома. Нужно было вести бухгалтерию, общаться с клиентами. Консультировать менеджеров по продаже, как оформлять документы. За месяц платили 3500 гривен. Уволилась через два года. Работодатель задерживал зарплату и нечестно обращался с клиентами.

Сейчас вы читаете новость «"Запретили говорить по-украински, даже по телефону с родственниками"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

2

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть