Ексклюзивы
вторник, 27 января 2015 06:20

"Крымские татары злы на украинскую власть, потому что все меньше вспоминает о Крыме"

 

- В марте-мае около сотни крымских татар приезжало во Львов на день, сейчас - на месяц, - рассказывает медиа-консультант из Львова 26-летний Алим Алиев. Он координирует в городе общественную инициативу "Крым SOS". Проект помогает переселенцам с полуострова и Донбасса.

Кто едет во Львов?

-  Это общественные и религиозные деятели, которым оставаться в Крыму опасно. Выезжают бизнесмены, студенты. Львов - большой город, больше возможностей, более четкие правила ведения бизнеса. Людям здесь уютно.

Несмотря на то, что Галичина религиозно-христианская, украиноязычная?

-  Во Львове крымские татары разбросаны. Привыкли жить в своей среде, ходить в мечети, а здесь их нет. Помогаем им открываться новому миру. Устраиваем мероприятия, фестивали традиционной культуры, где могут пообщаться не только между собой.

Многие не знают украинского. Поэтому организуем языковые курсы украинского и английского - и для переселенцев, и для львовян. Запускаем серию лекций о наших традициях: от обрядов рождения, свадьбы, смерти до истории ислама.

Переселенцы решили проблемы с работой и жильем?

-  Мы не привыкли сидеть дома и ждать. Я был в одной семье, которая как-то приготовила крымско-татарские сладости и угостила украинских соседей. В Крыму такие угощения - нормальное явление. Тем понравилось, часть приняли на работу - в офис в бизнес-центре. Коллеги сказали: круто, хотим заказывать. Сейчас там две трети офисов заказывают сладости у той семьи.

Несколько крымско-татарских семей поселились в карпатском селе на Львовщине. Пошли работать в местный лесхоз. Работодатели увидели, что они работящие и честные. Не пьют, не делают перекуров, на целый год имеют два больших праздника. Теперь за них бьются конкуренты.

Есть многодетные семьи, которые живут в плохих условиях, - старый плохо отапливаемый дом, крыша протекает. Зарплату предлагают 1500-3000 гривен, а аренда жилья во Львове - от 1500. В учреждениях требуют документы, которые остались в Крыму. Такие проблемы должна решать центральная власть. Местная - делает много, однако может далеко не все.

Какие настроения среди крымских татар на полуострове?

-  У большинства - страх. С полуострова выехало около 10 тысяч крымских татар. Теперь часть возвращается. Крым - наша родина, должны любой ценой быть там. Люди злы на украинскую власть, потому что она все меньше вспоминает о Крыме. Когда Петр Порошенко вышел со своей стратегией развития до 2020 года, где об оккупированном полуострове не было ни слова, крымские татары сказали: это значит, что мы уже вам не нужны? Сотни тысяч крымчан через "не хочу" должны получать российские документы, потому что иначе им жизни не будет. Я противник того, чтобы татары выезжали из Крыма. Этого больше всего хочет Путин: территория будет зачищена и не будет иметь головной боли.

Крым сейчас - зона гетто. Это даже не Россия. Это территория беззакония, где не действуют ни правила, ни логика. Так называемая самооборона Крыма - люмпены, которые почувствовали власть: делают что хотят и не несут за это ответственность. Если ты им не понравился, останавливают, открывают сумки, начинают рыться в вещах. Могут посадить в машину и повезти на "разговор".

В Крыму сейчас - милитаристский совок: живут социалка, пенсионеры и оборонка. Повысили зарплаты учителям, врачам, милиции, армии. Но цены выросли значительно существеннее. Бизнес задыхается, туристический сезон был никакой.

Какую стратегию относительно крымских татар избрала оккупационная власть?

-  Пытается превратить их в "Безмолвных граждан". ФСБ - высоко профессиональное, наше СБУ отдыхает. Мой русскоязычный друг, когда звонит, говорит на крымско-татарском. Понимаю, что он прослушивается. Не единичны похищения людей средь бела дня, обыски в домах в пять-шесть утра, когда вся семья спит.

Загадочные и внезапные смерти нескольких молодых крымских татар показывают, что каждый может быть жертвой.

Неожиданно мы стали очень интересны казанским татарам. Мы - два отдельных народа. За последние 25 лет у нас не было никаких тесных связей. К нам ментально ближе турки. Очевидно, Россия разыгрывает чеченский сценарий. Хочет слепить один татарский народ, дать ему лидера из местных - какого-то своего Кадырова.

Меджлис фактически обезглавлен. Его бывшего руководителя Мустафу Джемилева и нынешнего Рефата Чубарова в Крыму объявили персонами нон грата. Татары чувствуют недостаток лидерства?

-  Мы контактируем постоянно. Заседание Меджлиса с Чубаровым по скайпу - обычная практика. Оккупационная власть делает все, чтобы ослабить Меджлис. Сделать его в Крыму маргинальным и навязать нам новых лидеров - лояльных к Москве. Один из них - экс-заместитель Джемилева Ремзи Ильясов. На него нажали через бизнес-интересы. Второй - чиновник из Геническа Сейтумер Ниметуллаев, председатель движения "Къырым бирлиги", то есть "Крымское единство". Есть среди крымских татар также внутренняя пророссийская оппозиция Меджлиса. Но она имеет 1-1,5 процента поддержки. Россия финансирует их много лет.

Какие в настоящее время ключевые национальные проблемы крымских татар?

- Прежде всего - сохранение языка. Молодежь почти не разговаривает на нем. Для старшего поколения это больно.

Поколение 40-50-летних в Узбекистане, где жили после депортации, частично обузбечились. Когда в 1990-х вернулись в Крым, начали русеть. В маршрутках стеснялись говорить на родном языке. Приоритет был материальный: купить еду, найти работу, построить дом. Это потерянное поколение.

Среди молодежи есть процент активных, которые готовы возрождать традиции. Создают курсы нашего языка в Киеве, планируют во Львове. Теперь его изучение стало принципиальным даже для тех, для кого это не было приоритетом.

Благодаря свадьбам удалось сохранить фольклор. Теперь это модно: национальная одежда, традиционная музыка. Шутим, что каждый крымский татарин должен быть своего рода историком, чтобы объяснять - мы не монголо-татары. Мы народ, который не пришел в Крым, а создался здесь из народов, которые жили там испокон веков.

Ежедневно дают больше тысячи юридических консультаций

Общественная инициатива "Крым SOS" возникла 27 февраля 2014 года с первых дней оккупации Крыма Россией. Отделения работают во Львове, Киеве и Херсоне. Ежедневно предоставляют больше тысячи юридических консультаций. Последняя большая волна переселения крымских татар на материковую Украину была в прошлом году в сентябре во время выборов в крымский парламент.

- Помогаем переселенцам подавать и получать гранты на начало бизнеса, улучшение жилищных условий: покрасить стены, купить бойлер, утеплить жилье. Лоббируем тему переселенцев в Верховной Раде. Помогаем крымско-татарскому телеканалу "Эй-Ти-Эр", который прессует российская власть. Хотим, чтобы могли вести вещание из-за пределов Крыма, - рассказывает Алим Алиев. – Имеем активистов в Крыму. Некоторые со временем отказались работать. Сказали: ты не понимаешь, что у нас здесь происходит. Часть по-прежнему продолжает работать. Мы даже не знакомим их ради их безопасности. Информация поступает отдельно от каждого человека. Здесь обрабатываем ее и даем новости.

 

Сейчас вы читаете новость «"Крымские татары злы на украинскую власть, потому что все меньше вспоминает о Крыме"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть