Ексклюзивы
вторник, 26 апреля 2016 22:44

В 1990 году температура бетона была 40 градусов - фотограф ЧАЭС
5

Журналисты газеты «Вестник Чернобыля» Николай Хриенко (слева) и фотожурналист Владимир Савран под развалами четверного блока Чернобыльской АЭС. 11.08. 1990 год.
Фото: фото с архива Владимира Саврана
Работник института ядерной физики им. Курчатова ведет наблюдение за поведением радиоизотопов через специально пробурено отверстие, в одном из помещений под развалами четверного блока Чернобыльской АЭС. 11.08. 1990 год.
Одна из скважин через которую вели контроль специалисты института ядерной физики им..Курчатова под реакторных помещениях четвертого блока Чернобыльской АЭС. 11.08. 1990 год.

В следующем году город Славутич будет отмечать 30-летие. Его построили после чернобыльской катастрофы. Туда переселили работников электростанции и других людей из зоны отчуждения. После 2000 года, когда Украина в соответствии со своими международными обязательствами закрыла последний реактор ЧАЭС, населения Славутича сокращается. По данным прошлогодней переписи, здесь осталось 25000 человек.

Расположен Славутич среди Черниговской области между Чернобылем и Черниговом, а формально подчинен Киевскому областному совету.
На центральной площади - "Кав'ярня на Майдані". Там встречаемся с Владимиром Савраном. Ему 65 лет. 1981-го приехал в Припять работать сварщиком, а впоследствии стал лауреатом международной журналистской премии.

"Дипломную работу я защитил на тему " Сварка цветных металлов" в Институте Патона. Приехал в Припять, где строили радиозавод. А мое хобби - фотографировать. Еще в 5 классе захотел иметь фотоаппарат. И кино в селе я любил смотреть не в зале, а из будки киномеханика. Папа говорит: нет вопросов, сынок. Он, сад у нас. Соберешь ведро вишен - три рубля твои. Фотоаппарат стоил мне 4 ведра. Я проклинал эти вишни, но собирал. Собрал за лето на аппарат ", - вспоминает Савран.

Умение фотографировать и наличие фотоаппарата понадобилась мужчине в зоне отчуждения в последний год СССР. Вместе с журналистом и учеными он совершил опасный и запрещенный руководством станции фоторепортаж из руин реактора. Цель - чтобы продлили исследования зоны.

"Когда взорвался Чернобыль, я летел в вертолете в Тюменской области за Сургутом. У меня был контракт, снимал Юганский заповедник. Меня в наушниках командир вертолета спрашивает, что там у вас в Припяти? Говорит, взорвался реактор. Я говорю, что этого не может быть. Даже поспорил на ящик коньяка. И проиграл. Нам рассказывали, что это самая безопасная станция ", - рассказывает житель города.

Прогуливаемся в сторону краеведческого музея. По дороге славутичанин показывает Киевский квартал города, Ереванский, Бакинский. Город делится на кварталы, названные столицами стран, которые помогали его застраивать.

В 1987 году Владимир Савран впервые после катастрофы посетил в Припять.

"Приехал работать, чтобы получить квартиру. Выяснилось, что нужен фотограф, который знает местность вокруг Чернобыля. Надо было делать много технической съемки - фиксировать ход ликвидации, в каком состоянии объекты. Я согласился. Делал панорамные фото с вертолета, с БТРа. Год работал техническим фотографом, а потом в "Вестнике чернобыля" фотожурналистом вплоть до апреля 1994-го. После того уже медицинскую комиссию не мог пройти, - объясняет.

О здоровье особенно не рассказывает. Признается, что в 1998 году пережил 4-часовую операцию "по онкологии".

О фоторепортаже, за который редакция чернобыльской газеты получила Международную премию СССР, смотрите в видеосюжете. Также в нем воспоминания о годах, проведенных в зоне отчуждения и о сегодняшней жизни Славутича.

Смотрите также: История - 87-летней Марии Шовкуты, проживающей в селе Опачичи, Чернобыльского района

Сейчас вы читаете новость «В 1990 году температура бетона была 40 градусов - фотограф ЧАЭС». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 79692
Голосование Поддерживаете введение биометрического контроля на границе с РФ?
  • Поддерживаю. Теперь нужно запретить украинцам ездить в Россию
  • Нет, ничего не даст кроме очередей на границе
  • Нужно вводить визовый режим
  • Лучше запретить россиянам въезд в Украину
  • Это ничего не даст. Преступники с РФ все равно будут находить способы попасть в Украину
  • Достаточно полностью прекратить транспортное сообщение с РФ
  • Сомнительное решение. Такой контроль еще больше провоцировать Россию. Возможно обострение на Востоке
Просмотреть