Ексклюзивы
вторник, 19 июля 2016 18:50

"Ударить человека - часто жесткий выбор" - Сергей Житниковский
17

Автор: Сергей Старостенко
  Сергей Житниковський, мастер восточных боевых искусств, 28 лет  Родился 18 мая 1988 в Каменце-Подольском. В семь лет начал заниматься каратэ. Выступал на соревнованиях. Тренировался до 12 лет, пока тренер не переехал в Киев. Тогда начал изучать боевые искусства самостоятельно. Принимал участие в международных соревнованиях по каратэ. Занимался также боссом, самбо, рукопашным боем. Учился на экономическом факультете Каменец-Подольского университета Огиенко. В 20 лет переехал в Киев. Полгода изучал восточные боевые искусства в Китае. В 2008 году познакомился с мастером восточных единоборств Сергеем Бадюком, который живет в России - он пригласил Сергея поработать там. Проводил мастер-классы, участвовал в постановке боевых сцен в кино. В частности тренировал Алексея Чадова для фильма "Борец". Основал в Украине компанию Fight action, которая занимается профессиональной постановкой боевых сцен. Хореограф-постановщик и актер боевых экшн-сцен в украинском и зарубежном кино: сотрудничал с украинскими, российскими, китайскими и голливудскими режиссерами. Ставит сцены боев для украинского фильма "Правило боя", который должен выйти на большой экран осенью этого года.
Сергей Житниковський, мастер восточных боевых искусств, 28 лет Родился 18 мая 1988 в Каменце-Подольском. В семь лет начал заниматься каратэ. Выступал на соревнованиях. Тренировался до 12 лет, пока тренер не переехал в Киев. Тогда начал изучать боевые искусства самостоятельно. Принимал участие в международных соревнованиях по каратэ. Занимался также боссом, самбо, рукопашным боем. Учился на экономическом факультете Каменец-Подольского университета Огиенко. В 20 лет переехал в Киев. Полгода изучал восточные боевые искусства в Китае. В 2008 году познакомился с мастером восточных единоборств Сергеем Бадюком, который живет в России - он пригласил Сергея поработать там. Проводил мастер-классы, участвовал в постановке боевых сцен в кино. В частности тренировал Алексея Чадова для фильма "Борец". Основал в Украине компанию Fight action, которая занимается профессиональной постановкой боевых сцен. Хореограф-постановщик и актер боевых экшн-сцен в украинском и зарубежном кино: сотрудничал с украинскими, российскими, китайскими и голливудскими режиссерами. Ставит сцены боев для украинского фильма "Правило боя", который должен выйти на большой экран осенью этого года.

В жаркий день в чайной "Сокровища поднебесной" прохладно. Сергей Житниковський разливает в прозрачные чашки тайваньский чай габа.

- Китайский способ заваривания чая прост: заварил в налил. Я здесь часто бываю, потому что здесь вкусные чаи. Все производимые в тайваньских и китайских провинциях. В провинции Юньнань делают красный чай, в провинции Хэнань - преимущественно зеленый. Я был здесь, - показывает Сергей на карте Китая на стене восточную провинцию Фуцзянь. - Китай интересен тем, что очень разный. Поехал в одну провинцию - попал в средневековье, в другую - в хай-тек, в третьей - нереальные горы.

Как там относятся к иностранцам?

Мы для них - деньги. Это же Китай. Когда продают тебе что-то втридорога, они не считают, что тебя обманывают. Например, если тебе понравился какой-то дешевый чай, тебе его могут продать за нереальные деньги, только потому, что ты не знаешь его настоящей цены. Это не их проблема, что ты не разбираешься в чае. И так во всем. Смотрят на иностранца - видят купюру. Они и сюда едут, чтобы "наколоть" - внедрить здесь свой тип культуры. Популярные здесь китайские боевые искусства тоже были сначала хорошим обманом.
Вся провинция Фуцзянь состоит из школ восточных единоборств и из этого бизнеса живет. Приезжаешь, чтобы научиться боевым искусствам. Тебе показали какую-то ерунду, дали грамоту, будто ты что-то выучил. Если ты не знаешь стилей, истории, то натыкаешься на то, что в 90 процентах случаев тебе продают хороший мыльный пузырь. Хотя настоящее их боевое искусство и философия гораздо глубже и интереснее.
У нас разные культуры. Мы не похожи между собой. И не стоит пытаться быть похожими. Сейчас у нас мода на йогу, на вегетарианство. А это просто модный продукт, который производится Индией, Китаем, звездами Голливуда. Мы идем за модой и теряем себя. У нас своя культура. Не нужно копировать другие. С ними можно только знакомиться. Здесь вкусный чай - я прихожу сюда. А борщ я буду есть в украинском ресторане или у своей мамы.
Я не буду копировать китайские стили борьбы. Разве для работы. В один период я ​​увлекался различными боевыми искусствами: китайскими, корейскими, средневековыми европейскими, украинскими.

Наши боевые искусства могут конкурировать с китайскими?

Украинские боевые искусства - это сейчас преимущественно сказка для людей. В Украине большая проблема - мы не умеем хранить традиции предков. В Украине когда-то было очень сильное боевое искусство. Характерники, люди с чрезвычайными возможностями, действительно существовали. Сейчас их нет. Если в Китае боевое искусство передавалось из поколения в поколение, то у нас сама специфика нашего боевого искусства пропала. Наш файтинг - это преимущественно копирования восточных боевых искусств. Я в каждом стиле, которые наши пытаются пропагандировать как аутентичный, вижу крупицы, посеянные восточными стилями борьбы, особенно каларипаяту - старейшего индийского боевого искусства.

Автор: Сергей Старостенко
 

Чем боевое искусство отличается от спорта?

В боевом искусстве есть своя философия, которую можно использовать не только в бое, но и в жизни. Трактатом Сунь-цзы "Искусство войны" руководствуются лучшие экономисты, чтобы выживать в нынешней рыночной экономике.
Один из тезисов Сунь Цзы: "Бой, выигранный без боя - это идеальный бой". Представьте схватку двух бойцов, худого и малого, который имеет характер и умеет убеждать, и высокого и мускулистого. Боя может и не произойти, потому что победить можно только словом. Так бывало не раз в больших сражениях.
Спорт - это правила, это рефери, это время, отведенное на выполнение. А воинское искусство - это ты упал, кто-то вытащил кусок бутылки и засадил тебе в бок. И никакой рефери вас не разъединит.
Люди бывают в поиске еще в 40-50 лет. А я, слава Богу, определился еще маленьким. Кино и боевые искусства - это то, что дало мне возможность открыть себя. Я как художник пишу свою картину. Могу ночь не спать или посреди ночи проснуться и начать зарисовывать раскадровки - это такой "комикс", как я вижу бои в кадре. Все для того, чтобы зритель в момент экшна на экране не забрасывался поп-корном, а почувствовал себя в теле актера.
Лучшие мировые экшн герои - Брюс Ли, Жан-Клод Ван Дамм и Джеки Чан. До Брюса Ли экшн-героев не было. Когда он приехал из Гонконга в Америку, там снимался только вестерн. Тогда, в 1960-е, для них все было открытием - его скорость, реакция, сухость тела. Брюс первым передал реалистичность боя. До его постановок все "летали" в бою, зритель понимал, что это сказка. А пришел Брюс: один удар - и противник упал.
После Брюса Ли уже 30 лет с середины 80-х на мировых экранах нет героя экшн-сцен. Это пустая ниша. Ее мог бы заполнить украинец. Брюс открыл миру что-то новое. Сейчас тоже нужно открывать новое.

Почему нет хорошего боевика об украинских реалиях? Наши исторические фильмы имеют не высокого качества сцены боев.

Они почти никакие. Но сейчас наш кинематограф переживает второе дыхание. Закладывать новый фундамент очень интересно. Снять хороший экшн на украинской основе было бы чрезвычайно круто, потому что Украина в мире еще не ассоциируется со специализацией экшн-постановок и могла бы удивить.
У меня со знакомыми мечта снять что-то о характерниках. Мир ниндзя знает, самураев знает, а наши герои не открыты. Потому что их не пиарят. А пиарить их может хорошее кино - с замахом не просто на уровень Украины, а такое, в котором могли бы быть заинтересованы инвестиции Голливуда. Большой пиар картинам делают громкие имена. Если бы не Джонни Депп, стали ли бы "Пираты Карибского моря" явлением?

Нужны интересные типажи.

Для этого элементарно нужно делать кастинги и снимать много кино, но не копировать западное, а делать уникальное. Я мало смотрю телевидение, но когда включаю - идет сериал о медиках. Это клон-стиль на американского "Доктора Хауса". Сейчас там уже забыли об этом и новые проекты снимают, а к нам это только дошло. Мы вообще не идем в ногу со временем. И так же с экшном.
Алехандро Иньяриту снял "Легендлу Хью Гласса" с Леонардо ди Каприо. Это картина, которая продумывалась восемь лет, из них четыре года искали локации для съемок. Затем они на год выкупили актера. За год до съемки кино они с Леонардо ходили по тем местам и снимали кино на другую камеру. Чтобы актер просто вжился в роль.

Автор: Сергей Старостенко
 


За рубежом существует практика выкупа актера. Актер подписывает контракт, согласно которому год больше нигде не снимается, держит определенный вес и не подвергает себя опасности. Живет только этим проектом. Это круто. Потому что не розпыляешься. У нас же проблема, что многие актеры работают на десяти, двадцати проектах, потому что это деньги, гонорары: только что ты здесь играл врача, приезжаешь на другую площадку, где с тебя делают военного. Только что спасал людей, а здесь ты убиваешь. Еще из образа не вышел.

Насколько трудно подготовить авторов к участию в боевом экшне?

Если актер не был в сильных поединках, не проходил через изнурительные тренировки и изменение мировоззрения, он не сможет это сыграть. Чтобы пережить то, что чувствует боец, нужны годы. Поэтому все чаще в экшн-сценах играют профессиональные бойцы. Но они не актеры.
Начинаю с актером общаться, нахожу точки пересечения, готовлю его тело, а потом стилистику боя. Стараюсь разбудить в актере жажду к победе.
Я готовил россиянина Алексея Чадова к роли в фильме "Борец". Заметил: чем высшего мастерства актер, тем легче с ним работать. Алексея в некоторых боях должен был заменять дублер. Дублер приехал на съемки с чемпионата по смешанным боям без единой царапины. Драться в кадре должен был с известным борцом Мелвином Манхуфом. Первый дубль - Мелвин бросает его на землю, и в дублера от удара сдувается поллица. Другого дублера у нас не было. Поэтому в кадр пошел Чадов. Отрабатывал все падения. Не жаловался. Затем захожу к нему в гримерку - смотрю, у него все тело в синяках. Потому что незакаленное.
В спорте боец ​​отработал свои 12 раундов и - домой. А в кино боевые сцены снимаются по несколько недель. Бывает, заходишь в кадр в 8 утра и работаешь до 5 следующего утра.
Нам для качественных съемок как правило не хватает времени. А это следствие нехватки бюджета, выделенного на кино. Если в России мы снимали один бой на ринге две недели, то здесь мы его отснимаем за два дня. Представляете, сколько интересной детализации, которую я могу открыть, не попадает в кадр? Реакция зрителя, крик тренера за канатами - это же всем надо показать.

Как еще сказывается нехватка средств на качестве украинского кино?

Я за узкую специализацию. Если ты горишь в кадре - то ты должен только это и делать. А у нас проблема - все делают все подряд: надо гореть в кадре - будем гореть, надо падать - будем падать с восьмого этажа. А как берешься за дело - ничего путного. Каждый дополнительный человек на площадке - это дополнительные расходы. Украинцы же на кинопроцессе пытаются экономить.
Я хочу перенести на экран реалистичность. Так не бывает - прыгнул сальто, побежал. В этот момент зритель начинает на это смотреть как на цирк.
К тому же надо показывать эмоции и мысли бойца. Если мы не покажем, что герой стоит перед моральным выбором ударить человека, нам не поверят. Ведь ударить человека - это очень жесткий выбор.

Автор: Сергей Старостенко
 

Стараетесь избегать таких ситуаций в жизни?

Бью в крайнем случае - когда нужно кого-то защитить. Если же угроза надо мной - стараюсь сначала убедить, поговорить. Сейчас время, когда все больше людей носят оружие. Поэтому уметь драться - это еще не гарантия безопасности. Пуля тебя может достать еще до того, как ты успеешь поднять кулак. Сила не должна быть голой.
16-20 лет - это был возраст, когда хотелось подраться. Было просто большое желание применить изученное на практике.
Если вы чего-то хотите - оно вас найдет. У меня давно уже не было никаких столкновений на улице. Потому что я их не ищу. Но когда я их искал, они случались у меня почти через день: смотрел на всех с вызовом, бил, пока меня не оттягивали. Тот период нужно было прожить.
Сейчас если становлюсь свидетелем конфликта на улице - уже через несколько сотен метров вижу, стоит ли в него вмешиваться. Пока дохожу, я уже для себя минимально смоделировал, как буду начинать атаку.
Быть хорошим - искусственно. Нужно быть настоящим. Я отвечаю на вопросы, которые мне задают. Если этот вопрос заденет какую-то мою темную сторону, я буду делиться с людьми тем, какой я есть.
Часто употребляю мат, если человек по-другому не слышит. Когда Алексея Горбунова спросили, почему он матерится, он сказал: "Мат - это некое настоящее искреннее слово, которое осталось у человека".

Насколько общество в Украине конфликтное и склонно отстаивать свои взгляды силой?

Украинцы довольно гуманны и справедливы к врагам. Мы или защищались, или работали наемниками за деньги - например, Иван Сирко во Франции. Мы всегда были умелыми воинами наравне с японскими самураями. Но как правило защищались.
Люди принимают то, в чем рождаются. Если страна является империей, вроде когда-то китайская империя или сейчас российская, то имперские задатки передаются самим людям. Люди считают себя слегка сверхгосударством. Это очень ощутимо. Китайцы с уважением говорят об императоре и с благоговением относятся к желтому цвету, который считается цветом императора.
В советское время в России о царском периоде вспоминали только с негативом. Сейчас - наоборот.
Жаль, что в Украине боевые искусства недостаточно развивались, в отличие от России. Последние лет 5, когда я был там в начале войны, там почти в каждом регионе, дворе и районе пропагандировались искусства боя. Люди все хотели уметь драться. Я задавался вопросом - почему у нас такого не происходит? Украина до войны жила в общественном вакууме: каждый сам за себя. Не заботились об своих будущих воинах. Сейчас приходится спешить их учить.

Автор: Сергей Старостенко
 

Но что интересно - самые крутые мастера боя, которых я встречал в мире, были выходцами из Украины. В той же России Бадюк из Винницкой области - звезда номер один по боевым искусствам. Его учитель Юрий Федоришин тоже из Украины.

Чему научили вас ваши учителя?

До 13 лет я занимался вольной борьбой и каратэ. Мой тренер переехал из Каменца в Киев. Для ребенка 12-13 лет - это время, когда хочется не тренироваться, а в футбол с ребятами поиграть. Было ощущение, что пропускаешь самое интересное. Но родители настояли: ты выбрал борьбу, будь добр, ходи.
Я начал тренироваться сам. Выбегал на тренировку еще в утреннем тумане. Одного движения, показанного мастером или тренером, мне будет достаточно для того, чтобы я его практиковал год. Но я это движение проживу и оно станет частью меня.
Все время иметь одного учителя не стоит. Это оправдано пока ты учишься. Затем это становится грустно и неинтересно. Ведь люди все разные. Мы не можем быть одинаковыми в исполнении каких-то движений.
Например, у известного боксера Джо Фрейзера был очень крутой боковой хук. Все удивлялись, какой у него классный удар. Он обьяснял: я когда-то в детстве упал и сломал руку. Рука неправильно срослась и все время была под углом. Эти 130 градусов были идеальны для удара.

Когда я занимался, мне все говорили: "Давай уже прекращай. Твои друзья экономистами стали, работающих за рубежом на какого дядю. Давай и ты".
Никто бы не подумал, что теряю время, если бы мы жили, например, в начале 20 века. Это один из моих любимых исторических периодов.

Сама эстетика нравится?

Мне очень нравится, как в те времена себя вели мужчины. Сейчас в мужчинах очень мало мужского. Тогда джентльмена можно было назвать джентльменом, вора - вором, бандита - бандитом, политика - политиком. Каждый отвечал своей сути. Например, великого политика того времени Уинстона Черчилля теперь цитируют все. Сейчас же бандиты бывают одновременно политиками, и очень часто ни один из них не является настоящим мужчиной.
Сейчас встретить мужчину, от которого веет мужчиной - большая редкость. Их уже почти нет.
Мой дед имел кепку-восьмиклинку, делал самокрутки. Хотя жил в селе, был чрезвычайно стильным человеком. Мужчины в нем было достаточно. Мужчина - это тот, кто отвечает за свои поступки. Пока ты не решаешь ничего - ты пацан.
Мужчины сейчас стали какие-то абстрактные. Сейчас много экономистов, людей творческих, людей интеллектуального труда. Но они не способны среагировать в ситуации опасности, потому что в абстракции живут.

Выдавать себя за кого-то, кем ты не являешься, - это, к сожалению, стиль нынешнего общества. Хотя Майдан сделал одну часть украинцев более сознательными, а другую - разочарованными.

Вы несколько лет работали в России?

Когда я ходил по улицам Санкт-Петербурга, спрашивал себя: Почему бы тут было не писать Шевченко? Там невозможно не творить. Тамошние люди отличаются от москвичей. Они действительно люди искусства. Они знают Украину - наших художников, актеров, писателей. Они - другая Россия. Видишь, какие там люди ходят вечером по набережной: каждый о чем-то думает, что-то создает мысленно в этот момент. Возле этих людей ты сам начинаешь что-то создавать.

Автор: Сергей Старостенко
 

Москва - это хаос, деньги. Большой муравейник. Тебя несет толпа, как кровь по сосудам. Там очень часто себя теряешь как личность. А годы идут. И потом ловишь себя на мысли, что вспомнить-то по сути ничего.
Когда мы входим в новый круг людей, стараемся быть похожими на кого-то, чтобы нас приняли за своего. Но это тупиковый путь. Каждый должен вытоптать свою тропу. На пройденной чужой дороге ты пользуешься чужими благами, но ты себя не узнал.

В моем окружении в Москве найти человека с русскими корнями было нереально. Их в Красную книгу можно заносить. А то в основном - украинцы, евреи, грузины, армяне. Хотя они и называют себя русскими. В поезде метро ты среди 300 человек можешь оказаться единственным славянской внешности
Когда-то, до войны, москвичи летали в Киев каждые выходные. Знакомые мне признавались, что приезжали сюда как домой, так как здесь лица все свои.

Сейчас не приезжают?

В зависимости от мировоззрения. Приедешь сюда, отснимешься в нашей картине, - все, дядя Вова скажет, что там тебя снимать не будут. Это большая коррупционная схема. Хотя кино там снимать умеют. Могу это с уверенностью сказать.
Мы тоже можем снимать классно. Но у нас должны на площадке все от уборщицы до режиссера хотеть сделать этот проект. А у нас - тот спит, тот отошел, тот думает, как деньги украсть.

Как вы относитесь к инициативе разрешить в Украине огнестрельное оружие?

Я за свободное ношение огнестрельного оружия. Тем более что в Украине почти у каждого третьего в действительности есть нелегальное оружие. Сейчас период войны. Люди приезжают оттуда психологически надорванными и с оружием в руках. Реакция такого человека на любой негатив может быть непредсказуемой и быстрой. Все должны иметь возможность ответить.

Сейчас вы читаете новость «"Ударить человека - часто жесткий выбор" - Сергей Житниковский». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 79692
Голосование Поддерживаете введение биометрического контроля на границе с РФ?
  • Поддерживаю. Теперь нужно запретить украинцам ездить в Россию
  • Нет, ничего не даст кроме очередей на границе
  • Нужно вводить визовый режим
  • Лучше запретить россиянам въезд в Украину
  • Это ничего не даст. Преступники с РФ все равно будут находить способы попасть в Украину
  • Достаточно полностью прекратить транспортное сообщение с РФ
  • Сомнительное решение. Такой контроль еще больше провоцировать Россию. Возможно обострение на Востоке
Просмотреть