Ексклюзивы
пятница, 19 сентября 2014 13:56

"Призываем и президента, и правительство, и депутатов к жертвенности" - епископ Борис Гудзяк

"Призываем и президента, и правительство, и депутатов к жертвенности" - епископ Борис Гудзяк
Борис ГУДЗЯК, 53 года, епископ Украинской греко-католической церкви, ректор Украинского католического университета во Львове Родился в американском городе Сиракузы, штат Нью-Йорк. Родители покинули Украину в 1944-м. После войны отдельно выехали в США, и уже там познакомились и поженились. До 7 лет, когда пошел в школу, не знал другого языка, кроме украинского. Член "Пласта", принадлежит к отряду "Орден Крестоносцев". Учился в Сиракузском университете, Папском Урбанском университете, Папском Ориентальном институте в Италии и Гарвардском университете, США. В последнем в 1992 году получил степень доктора славистики и византинистики. В том же году приехал в Украину и основал Институт истории церкви. В 1998-м рукоположен в священники. В 2000-2002 годах - ректор Львовской богословской академии, а с 2002-го - созданного на ее основе Украинского католического университета. В июле в позапрошлом году рукоположен в епископы и назначен Апостольским экзархом для украинцев греко-католиков Франции, Швейцарии и стран Бенилюкса. В январе 2013-го Папа Бенедикт XVI назначил его епархом Парижской епархии Святого Владимира Великого для украинцев византийского обряда. Фото: Сергей СТАРОСТЕНКО

У нас есть четыре церкви "киевской традиции" - Украинская православная Киевского и Московского патриархатов, Автокефальная православная и Украинская греко-католическая. Что принято вкладывать в это понятие?

- Здесь надо начать с того, что мы, люди, по своей сути являемся созданиями с памятью, для которых история не является маловажной. Наша личная тождественность связана с нашей историей. Наша культура, отношение к окружению, миру, всем событиям, всем экзистенциальным вопросам по крайней мере частично сформированы историей, которая может быть близкой или далекой. Поэтому говоря о "киевской традиции", следует помнить об общих знаменателях - тысячелетней давности - конфессиональных сообществах в Украине, наследниках Владимирова крещения 988 года. Духовное развитие церквей "киевской традиции" вытекает со времен княгини Ольги, князя Владимира Великого, его сыновей Бориса и Глеба. Это великое наследие, связанное с Киевской Русью и ее духовной, церковной жизнью.

В чем суть этой традиции? Каковы ее основные черты?

- Первая такая черта указана в "Повести временных лет", где рассказывается о выборе князем Владимиром Великим именно восточного варианта христианства для своего народа. А это: литургийность, потребность красоты в общении с Богом, богатая духовная жизнь. Входя в киевский собор Святой Софии, который строили тысячу лет назад, понимаешь, насколько важны для нашего народа литургическое измерение богослужения и его красота.
Вторая важная черта - миролюбивый характер нашей духовности. Первыми канонизированными святыми с нашей земли были князья Борис и Глеб. В следующем году будет тысячелетие их мученической смерти (младших сыновей князя Владимира в 1015 году убил старший брат Святополк из-за опасения соперничества с ними за престол. Оба знали о намерении брата, но не противились. - "Країна"). Борис и Глеб были канонизированы раньше Владимира, их отца, и их прабабки Ольги. С самого своего начала Киевская церковь поставила в центр внимания добродетель страстотерпцев князей Бориса и Глеба, которые на насилие своего родного брата, который боролся за верховенство во власти, не ответили насилием, они себя даже не защитили. По примеру Христа приняли на себя страдания и не отвечали насилием на насилие. И это в Киевской церкви засигнализировалось еще тысячу лет назад. У нас есть и другой миф, ярче представленный - казацкий, который не является мифом ненасилия. Но если посмотреть, как было на Майдане, как было с аннексией Крыма - видим, что в нашем народе есть долготерпение. Эта борисоглебская черта остается мощной, и определенным, по крайней мере подсознательным, идеалом.
Третье - киевское христианство не было идеологически категоричным. Украина и Киевская церковь не соревновалась в идеологических баталиях церквей Востока и Запада, как это было с нашими соседями. Полемическая литература была. Но если посмотреть на категоричность московских церковных позиций относительно Запада, или определенных польских видений относительно Востока, то в Украине в разное время, в разных веках было желание их объединить.

Какая из украинских церквей лучше сохранила киевское церковное наследство, а что было утрачено?

- Лучше скажу, какие слабости были в моей церкви. Первая - сжатие литургической жизни. В современном мире все куда-то спешат. Нет времени на длительные литургии. Однако эту тенденцию пытаются изменить. Много усилий для этого приложил блаженнейший Любомир Гузар, а теперь прилагает блаженнейший Святослав Шевчук (предыдущий и нынешний главы УГКЦ. - "Країна"). Они поддерживают вектор, который задали митрополит Андрей Шептицкий и патриарх Иосиф Слепой (первый возглавлял УГКЦ в 1901-1944 годах, второй - в 1944-1984-м. - "Країна").
Процесс восстановления литургической жизни греко-католиков длится вот уже сто лет. Сейчас он очень мощный и даже обещает быть примером для наших церквей-сестер. Это не стихийное явление, а богословский, критический и современный способ осмысления духовной жизни. Сочетание красоты литургии, канонических обрядов с достижениями западного мира - интеллектуально подготовленной проповедью. Потому что люди в церкви - не какие-то статисты, нужно сознательное участие мирян в литургии. Такой тенденцией греко-католики могут поделиться.

Насколько есть взаимопонимание между христианскими церквями в Украине?

- Майдан показал важность и перспективу церковного сотрудничества и созвучности. Мы увидели, что единство в духовной жизни имеет колоссальное значение для страны. 10 декабря 2013-го Всеукраинский совет церквей и религиозных организаций издал заявление, обращая внимание на четыре пункта. Первое: президент и власть не могут игнорировать народ, должны к нему прислушиваться. Второе: насилие является недопустимым - как со стороны власти, так и со стороны протестующих. Третье: действия и риторика, которые делят страну, являются аморальными. Четвертое: диалог - единственный выход из кризисной ситуации.
Единство и присутствие украинских церквей на Майдане было вдохновляющим. Оно стало сигналом для самих церквей, чтобы они сблизились и мирились. Сейчас, к сожалению, наблюдаем нарастающую риторику из России, которая переходит из политических рупоров к церковным. Высказываются мнения, что "униаты" и "раскольники" (верные Киевского патриархата. - "Країна") - причина войны на Донбассе. (14 августа московский патриарх Кирилл обратился с письмом к предстоятелям православных церквей, в котором в частности пишет: "В конфликте на Украине имеется недвусмысленная религиозная подоплека. Униаты и примкнувшие к ним раскольники стараются получат верх над каноническим православием на Украине". А 19 августа высказал обеспокоенность ООН "попытками униатов и раскольников нанести ущерб каноническому православию на Украине, пользуясь тяжелой ситуацией, сложившейся в результате военных действий на юго-востоке страны". - "Країна"). Это риторика деления, поисков отличий, искажения реальности. Человеческая агрессия обычно обусловлена страхом, чувством неуверенности перед вызовами. Какие-то свои неудачи, неадекватность объясняем лукавостью других.
Так что перед нашими глазами есть как мощные факторы для объединения, так и мощные преграды к этому процессу.

В перспективе можно ожидать объединения украинских церквей?

- Объединение христиан - заповедь Иисуса Христа. В частности, это звучит в Евангелии от Иоанна, в Его пассионарном обращении к апостолам после Тайной вечери перед Страстями. Так что тут вопросов быть не может. И собственно одной из преград является, что мы не до конца понимаем, насколько это скандально, хуже, что мы разобщены. Митрополит Андрей Шептицкий говорил, что нет единства потому, что к этому единству не слишком стремимся.
Относимся спокойно к разобщенности церквей. А на идеале единства следует акцентировать и стремиться к нему. То, что завтра не будет этого единства, не должно ни отталкивать, ни отрицать нравственного императива согласия, мира, сотрудничества. Я думаю, что для каждого человека и для каждой церкви наиболее полезным является сегодня в своей жизни, своем окружении, во-первых, не делать чего-то негативного, того, что разделяет. Второе: лелеять позитив - сотрудничество, диалог, слушать друг друга. А Святой Дух, если мы будем руководствоваться Его волей, нас к этому единству приведет.

Насколько интенсивно общение между церквами "киевской традиции" в Украине? В частности между УПЦ Московского патриархата и УГКЦ?

- Происходят определенные встречи, но интенсивность этого процесса не следует преувеличивать. Хорошо, если бы динамичность диалога росла.

Церкви "киевской традиции" могут предложить альтернативу идее "русского мира"?

- Формулируя альтернативы пропагандистским идеям, можно самим впасть в искушение пропаганды. Надо жить честной жизнью, любить Бога и ближнего, ценить хорошие отношения. Не нужно думать над идеологиями, питаться имперскими желаниями. Единство и мир - лучший ответ на любые проявления пропаганды.

Церковь должна быть аполитичной?

- Церковь не может существовать отстраненно от людей. Политика часто негативно влияет на общество. И церковь должна адекватно реагировать. К этому призывает Папа Франциск, который говорил, что "Пастырь должен иметь запах своих овец". Если овцы посреди города, пастырь должен быть вместе с ними. Однако не следует превращать духовную жизнь в идеологию. Каждый священник должен жить согласно своему призванию. А это может означать и выступление на Майдане, и капелланскую работу на фронте. Основное - делать все в любви, правде, а не под политическими лозунгами.

Блаженнейший Любомир Гузар призвал матерей отпускать сыновей на фронт. Какой должна быть роль церкви в войне на Донбассе?

- Единой формулы нет. Самое важное - находиться вместе с людьми. Подавляющее большинство хочет слышать простые объяснения. Их нет. Церковь не может продиктовать свою волю. Духовенство сопровождает людей, солидарно с ними, поддерживает, где-то направляет, где-то советует. Сегодня призываем и президента, и правительство, и депутатов к жертвенности. Призыв к жертвенности реализуют очень много украинцев. Мы это видели на Майдане, теперь наблюдаем на Донбассе.
Самая большая проблема Украины - не Путин, а глубоко укоренившаяся коррупция. Нужно приложить невероятные усилия и жертвы, чтобы выйти из такой жизни. Одним рывком это не осуществишь. Без великой жертвенности не обойдется.

Как реагировать на "воинствующее православие", которое активно поддерживает российских террористов?

- Идея "русского мира" стала основой риторики Путина. Это очень негативно повлияло на многих людей, в том числе на духовенство. Беда, когда священнослужители берут в руки оружие и защищают террористические идеологии. Священник должен держать в руках молитвенник, а не "калашников". А прежде всего - стоять на фронте с наклоненной головой (исповедуя. - "Країна") и слушать молодых людей, которые стоят на грани жизни и смерти.

Как быть со священниками-сепаратистами по окончании войны?

- На это есть государственное и церковное судопроизводство. Священники, как и остальные граждане, должны соблюдать закон. За преступления - отвечать. Виновных в преступлениях отстранить от церковной жизни. Ряса не может покрывать аморальные и незаконные действия.

Реально ли в нынешних обстоятельствах обезопаситься от агрессии Москвы?

- Каждый украинец после Майдана призван к большей ответственности. Современники Иисуса Христа имели прекрасную возможность слушать Учителя, но не все пошли за ним. Христос не принуждал к любви, он ее любезно предлагал. Ныне церковь не может никоим образом кого-то от чего-то уберечь. Однако способна предлагать альтернативу. Данное предложение должно быть творческим, иметь широкий диапазон запахов, звуков. Она должна быть юной и старой, с разным цветом кожи, женской и мужской. Но всегда оставаться предложением любви, а не пропагандой. Наша церковь в подполье не имела никаких рычагов. Сегодня - живет и процветает, а ее преследователи - на свалке истории. Поэтому надо набираться терпения и веры, чтобы пережить все те вызовы, которые стоят перед Украиной.

Сейчас вы читаете новость «"Призываем и президента, и правительство, и депутатов к жертвенности" - епископ Борис Гудзяк». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Голосов: 79692
Голосование Поддерживаете введение биометрического контроля на границе с РФ?
  • Поддерживаю. Теперь нужно запретить украинцам ездить в Россию
  • Нет, ничего не даст кроме очередей на границе
  • Нужно вводить визовый режим
  • Лучше запретить россиянам въезд в Украину
  • Это ничего не даст. Преступники с РФ все равно будут находить способы попасть в Украину
  • Достаточно полностью прекратить транспортное сообщение с РФ
  • Сомнительное решение. Такой контроль еще больше провоцировать Россию. Возможно обострение на Востоке
Просмотреть