Ексклюзивы
вторник, 09 февраля 2016 18:30

Когда надоедало политическое воспитание, на помощь приходил "великий немой"

Когда надоедало политическое воспитание, на помощь приходил "великий немой"

С развитием технического прогресса кинематограф в Советском Союзе стал ведущим инструментом воздействия на население.

Днем рождения советского кинематографа можно считать 27 августа 1919, когда Ленин подписал декрет о национализации кинематографа: "Вся фотографическая и кинематографическая торговля и промышленность, как по отношению своей организации, так и для поставки и распределения технических средств и материалов, передается в распоряжение народного комиссариата просвещения. " Отныне фотокинопредприятия подчинялись Всероссийскому фотокиноотделу при Наркомате просвещения, а в мае 1919 г.. председатель Петроградского кинокомитета Д.М.Лещенко взял под свой контроль крупнейшие кинотеатры города.

Кино, по мнению Ленина, должно было приобрести черты визуальных публичных лекций по вопросам науки и техники. Важнейшей составляющей кинематографа была пропаганда идей в форме визуализированных картин действительности, которые создают возможность "окунуться в наши идеи". Вновь советский кинематограф имел целью продемонстрировать перед страной успешное строительство "нового общества".

В советских граждан "движущиеся картинки" вызвали удивление и интерес. По состоянию на 1929 в Советском Союзе насчитывалось около 200 млн. зрителей, в то время как в США 50 млн. Исследователь М. Лебедев приводит данные опроса кинозрителей 1925 г .: 30% опрошенных. ходили в кино один раз в неделю (что выглядело неубедительно), 40% один-два раза в месяц, 30% не посещали ничего. Если задача кинохроники состояла в политической "агитации фактами", то пропагандистский кинематограф должен был помогать власти привлекать население к производству.

Для решения этой задачи Ленин наибольшее значение придавал пропагандистской, инструктивном, научной, учебной работе с привлечением ресурсов кинематографа. Одно из определений масскульта исходит из того, что это просто коммерческая культура массового потребления. Но, опять-таки, несмотря на интенсивную рекламу, 80-90% продукции проваливается на рынке, много фильмов не собирают кассы, чтобы даже покрыть расходы на их производство. Такая судьба не обошла и массовую культуру Советского Союза: когда страна выходила из военной разрухи в 1920-х гг., ощущалась сильная конкуренция между государственными и частными кинотеатрами в период НЭПа.

Наиболее посещаемыми фильмами молодого Советского Союза были фильмы зарубежного происхождения, а пропагандистский кинопродукт не пользовался спросом. Нерентабельность советского кино превратило его в дотационная сферу, а результатом коммерциализации кино стала пропорция : "10% идеологии и 90% коммерции". Впрочем, в конце 1920-х гг. ситуация изменилась: количество западных фильмов значительно уменьшилась. К концу 1920-х гг. советский кинематограф на деле так и не стал главным представителем большевиков, а с приходом звуковой технологии кинематограф окончательно установился как инструмент влияния и пропаганды.. 1930-31 гг. были поворотом в советском кино - ведущим мотивом в кино стало социалистическое строение.

Стоит заметить, если городское население имело относительно больше возможностей в культурной сфере, оно было более развитым, то для сельского малограмотного населения любая кинолента всегда была праздником . Сельское население обращало внимание не на содержание картины, а на механизированную процедуру кинопоказа. Технический прогресс приводил в восторг населения и заставлял поверить в "лучшее будущее". Идею "советского Голливуда" начали обсуждать с середины 1930-х гг., Когда в условиях социализма американский идеал перестал быть актуальным.

Тем не менее, зарождения советского мюзикла, который возник как гибридный жанр голливудской комедии и советского фольклора, свидетельствует о сознательном создания массовой культуры. Годы Второй Мировой войны внесли вклад в развитие советского документального кино. Особенный пик приходится в 1945 г.., когда документальное кино становится рядом с художественными фильмами по своему идеологическому наполнению. Во всех фильмах как в документальных, так и художественных глубоко осуждалась война. А новый советский человек уже не была такой бесчувственным и сильным - ведущей темой оставался героизм и доброта. Характерной чертой для фильмов военного периода является культ врага и ненависти, но одновременно с этим в массовой культуре прослеживается личная линия: героизм и не примирение с трагедией.

Многоуровневая система контроля и цензуры над кинематографом, которая была монополизирована большевиками еще в 1920-х гг., в течение 1930-50-х гг. приобретает черты тотального террора. После Второй мировой войны изменились тенденции не только в советском кинематографе - это явление было общеевропейским. Так, обращение к традиционным формам обнаружения было присуще для итальянского неореализма, нового французского, немецкого кинематографа. Период "оттепели" в Советском Союзе подарил большие надежды художникам и интеллектуалам в художественном самовыражении.

Критика культа Сталина на XX съезде КПСС, общие либеральные настроения в обществе давали толчок для более раскованного выявления творческих идей среди интеллигенции. В фильмах 1950-60-х гг., больше чем в любом другом виде искусства, отражении изменения в экономическом и идеологическом жизни, которые контрастируют с фильмами последних лет правления Сталина.

Ослабление идеологического контроля и стремительный экономический рост способствовали увеличению кинопроизводства: если в начале 1950-х гг. среднее количество снятых за год фильмов составляла 10-15, то в конце 1950-х гг. эта цифра выросла до 100 фильмов в год по всей территории Советского Союза. В эти годы в Советском Союзе прослеживалась самая посещаемость кинотеатров в мире. Только продажа водки мог конкурировать с кинематографом в наполненные государственного бюджета.

Тума Виолетта

Сейчас вы читаете новость «Когда надоедало политическое воспитание, на помощь приходил "великий немой"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть