Ексклюзивы
пятница, 20 января 2017 00:10

Власть установила "твердые цены" на хлеб, ввела карточки на сахар и керосин
2

В январе 1917 года киевлянам недоставало мяса, хлеба и угля

100 лет назад началась Украинская революция. Шла Первая мировая война. Российская империя, в состав которой два с половиной века входила большая часть наших земель, рухнула. Украинцы начали борьбу сначала за обеспечение национальных и социальных требований, а впоследствии — и за собственную независимость. Сквозь призму тогдашних газетных публикаций предлагаем ознакомиться, как жил Киев и его обыватели в январе 1917-го.

Первыми киевскими новостями были новогодние поздравления. Правда, поздравляли не рядовых граждан, а императрицу Марию Федоровну. Мать Николая ІІ уже два года жила в Мариинском дворце.

"Главный начальник Киевского военного округа генерал-лейтенант Ходорович, киевский губернатор граф Игнатьев, киевский губернский предводитель дворянства в должности шталмейстера Безак, исполняющий обязанности киевского городского главы Бурчак, фрейлины, лица, которые имеют придворное звание, начальники отдельных военных частей, представители заведений Императрицы Марии: института благородных девиц, женских гимназий, попечительства детских домов, Киевского благотворительного общества, училища слепых, глухонемых и комитета девиц при местном управлении общества Красного Креста", — перечисляет газета "Киевлянин" тех, кто "имел счастье" поздравить монаршью особу.

Мать-императрица отвечала благотворительностью — так было заведено. Она опекала детские и учебные заведения, заботилась о госпиталях и санаториях, где выздоравливали раненые на фронте солдаты. Например, 2 января посетила госпиталь на ул. Анненковской, названный в ее честь. Там зажгли елку для нижних чинов лазарета.

"Дело помощи покалеченным воинам, уволенным со службы в результате увечий, есть не только нашей обязанностью перед пострадавшими за родину, но и большим государственным заданием, требующим своего решения, чрезвычайного напряжения общественных сил, — сообщает "Киевлянин" 19 января. — Необходимо теперь позаботиться, чтобы те сотни тысяч, которые потеряли свое здоровье и работоспособность, не были обречены на жалкое нищенское существование "лишних людей", которые лежат ношей на своих родных, обществе и государстве, а по возможности стали полезными и нужными работниками".

15 января заработали открытые курсы для пострадавших военных. Здесь можно было получить навыки по ведению бухгалтерии и мелкого кредита, выучиться на сапожника, столяра, токаря или переплетчика, посетить занятия по огородничеству и садоводству. Мастерские были расположены на Лукьяновке. Подобные курсы планировали учредить при ремесленных школах в большинстве местечек Киевской губернии.

Войну чувствовали и рядовые обыватели. В городе катастрофически недоставало продуктов. Чтобы преодолеть дефицит, в последние месяцы 1916-го власть установила "твердые цены" на хлеб, ввела карточки на сахар и керосин.

В первые дни 1917 года выросли цены на мясо.

Заведующий мясного отдела Пироженко рапортовал городскому главе, что принял все меры, чтобы не допустить дефицита этого продукта. В частности, договорился с поставщиками об увеличении заготовительной цены на скот. А те обязались обеспечивать бесперебойное снабжение города мясом. Однако кооператоры обвиняли чиновника в лоббировании интересов торговцев. Требовали созыва специальной комиссии для выработки плана мясозагототовки. В конце концов, в начале февраля Пироженко сообщил начальнику Киевского военного округа о своем желании оставить должность.

Дальше в городе развернулся хлебный кризис. Исполняющий обязанности городского главы Федор Бурчак отмечал: запасов на февраль хватит, если поступят еще 350 вагонов пшеницы. Еще хуже было с рожью. Причина — реквизиция на железной дороге. Представители городской власти не исключали, что придется использовать суррогаты хлеба: смеси ржи и кукурузы или ржаной муки с пшеничной третьего сорта. Время от времени звучали предложения ввести "хлебные карточки".

Недоставало и других продуктов — сахара, подсолнечного масла, овощей и фруктов. Власть инициировала создание сети общественных столовых по всему городу. Средства на это выделяли в виде беспроцентной ссуды. Цена обеда здесь не должна была превышать себестоимость. Самым бедным горожанам должны были выдавать бесплатные пайки.

Также не хватало топлива. Завезенного в предыдущие месяцы угля недоставало даже для потребностей единственной в городе электростанции на ул. Андреевской. До середины января удавалось избежать ее остановки благодаря 960 тыс. пудов антрацита из так называемого "неприкосновенного запаса". Их еще летом предыдущего года доставили в город по Днепру. Из городских складов перестали продавать уголь не только частным потребителям, но и госпиталям, лазаретам, коммунальным и военным заведениям. Дома с центральным отоплением и большинство промышленных предприятий были вынуждены переходить на дрова. Цены на них выросли в несколько раз.

20 тысяч рублей составили убытки от пожара в Киевской воспитательной колонии для малолетних преступников, расположенной по линии Брест-Литовского шоссе между городом и поселком Святошин. Огонь вспыхнул в печи в учебной столярной мастерской 13 января в 23:00. Перекинулся на лесоматериалы, которые сушились там. На время прибытия дружин пожарного общества из Киева и Святошина пламя охватило все помещения. От здания остались каменные столбы. Жертв удалось избежать.

Солнечное затмение наблюдали киевляне 10 января 1917 года. Оно началось в 8:15 — спустя 24 мин. после восхода солнца. Длилось около двух часов. Пик припал на 9:16. В это время поверхность солнца была закрыта на 2/3. Затмение видели в большинстве европейских стран.

Андреевской церкви угрожала опасность. В начале месяца строительное отделение городской управы обследовало фундамент сооружения. Оказалось, что он доведен не до песка, как считали раньше, а только до уровня глины. Если отсюда систематически не отводить грунтовые воды, церковь может разрушаться. Строительное отделение намеревалось начать переоборудование дренажей.

6 января на Набережное шоссе на большой скорости выехал извозчик. Перепуганные пешеходы кинулись во все стороны. 54-летняя Авдотья Агафонова выбежала на полотно мото-трамвая, где попала под вагон. Вагоновожатый не успел остановить транспорт. Колеса отрезали женщине одну ногу и травмировали вторую. На место аварии прибыл врач скорой помощи, который перевязал пострадавшую. По дороге в больницу Агафонова умерла.

За товары без ценников оштрафовали на 50 рублей

Новый закон о мерах и весах начал действовать в Российской империи 1 января 1917 года. Для всех операций, связанных с покупкой, продажей, взвешиванием или учетом товаров, можно было использовать только отмеченные правительственным клеймом меры и веса. В торговых помещениях они должны были стоять на видном и доступном для осмотра покупателей месте — на прилавках, отдельных стойках и тому подобном.

Запрещалось использовать вместо гирь продукты в фабричной упаковке, как это часто делали до тех пор. Например, вместо 1-фунтовой гири — 410 граммов — брали восковые свечи или кусок мыла. Вместо меньших мер — пачку табака или чая.

Киевская поверочная палата рекомендовала лицам, которые покупают меры и весы со складов, фабрик и мастерских, обязательно требовать, чтобы те были обеспечены правительственным клеймом. При использовании других приборов грозил штраф — как продавцам, так и покупателям. Каждые пять лет продавцы должны были проверять весы.

Представители городской власти следили за соблюдением правил торговли. 17 января начальник Киевского военного округа выписал штраф по 50 руб. — две месячных зарплаты учителя начальной школы — владельцам магазинов на ул. Михайловской. Это были аптекарский магазин Диденко, швейный — Радзиловского и гастрономический — Гутрарца. Наказали за то, что на выставленных в витринах товарах не было ценников.

Сейчас вы читаете новость «Власть установила "твердые цены" на хлеб, ввела карточки на сахар и керосин». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть