Ексклюзивы
пятница, 06 июня 2014 00:35

"Украшали и сарай, и ворота, чтобы в хозяйстве все хорошо шло"
2

- У нас говорят Прибранное воскресенье – это такой праздник, Троица, - рассказывает 65-летняя Раиса Лещенко из села Богородичное Славянского района Донецкой области. - Это очень святой праздник. В субботу перед Троицей в доме убрать надо, и вымыть, и выстирать все.

Троицу православные христиане отмечают на 50-й день после Пасхи - в этом году она припадает на 8 июня. Сформировался праздник после принятия церковью в IV ст. догмата о существовании единого Бога в трех ипостасях - Отца, Сына и Святого Духа. По евангельским преданиям, на 50-й день после Воскресения Иисуса Христа на апостолов сошел с неба святой дух. После этого они пошли между народами, "говоря другими языками, как дух им предвещал ". В Украине праздник имеет также народное название - Зеленое воскресенье, или Зеленые святки.

- А потом идут и нарвут зелени всякой, и в доме, и во дворе затем украшают цветами, потому что праздник такой, - продолжает Раиса Лещенко. - У нас к Троице цветет деревце, такое красивое, называется скумпия. Его затыкают за иконы, кладут на окна. А двери, калитки, ворота украшают шелестушкой - тополем. Затыкаем, в какую только можно дырочку. Даже когда-то украшали зеленью забор. На Троицу украшали цветами и сарай, и ворота. И сейчас цепляют. Делают это для того, чтобы в хозяйстве все хорошо шло, и чтобы молния не ударила в дом.

На Полесье и Подолье украшают цветами дом и подворье "маем" – кленом, ясенем или орехом. На Полтавщине, Харьковщине и Сумщине - липой или осиной. Всюду на пол и подоконники кладут растения с сильным и острым запахом - аир, мяту, чабрец и полынь. Зелень должна быть в доме в течение всей Троицкой недели, до понедельника Петровского поста. Верят, что она оберегает людей, домашних животных и птицу от злых сил, ведьм и русалок, которые делают пакости во время Зеленых святок.

- Троицкую зелень и цветы дома держат только три дня, больше нельзя ни в каком случает - будут в доме утопленник или удавленник, - рассказывала девять лет назад 75-летняя Лидия Вареник из Ржищева Киевской области. - Ее сжигают или бросают на огород, чтобы сорняка не было и огурцы обильно вязались. Она гусеницу всякую воротит от капусты. А те цветочки и травку пахучую, что в церкви на Троицу посвятили, хранят целый год. Голову ею моют, чтобы не болела, запаривают и горло полощут при ангине. Как только тебя валит, тошнит, в сон клонит, это значит, что кто-то тебя сглазил - посмотрел на тебя не так. Тогда берут то, что на Троицу освятили, запаривают и умываются, и пьют с полстаканчика - как рукой снимает. Еще ее люди под наседку кладут, чтобы цыплята водились или в кладовую бросают от мышей. И покойнику тот аир и мяту под голову кладут, чтоб и ему на том свете пахло.

На Полесье в этот день под окнами дома вкапывают три вырубленные молодые березки. На Харьковщине у дверей дома и на воротах ставят молодые деревца клена. В дверь хлевов и сараев затыкают освященную осину, которой ведьмы боятся, как черт ладана.

- Это для того делают, чтоб душечки наших родственников умерших к нам приходили. Они на Троицу нас посещают, и там будут сидеть, - говорит 66-летняя Валентина Юрченко из села Подолы Купянского района на Харьковщине. - А мой дедушка, клены ставил. Это в селе Юрченково Чугуевского района. Пойдет, кленков нарубит и посадит, затем поливает. И они стоят зеленые, ничего им не делается. Приезжаю - а там сад. А бабушка говорит: ты ж там, на прычилке, обязательно понатыкай, чтоб выгнать злых духов со двора. Потому что на прычилку - у ворот - все черти собираются, и он всегда там сажал.

В селе Опачичи Иванковского района Киевской области молодежь плугом пропахивала борозду от ворот парня до ворот девушки. Называли это "припахать пару". О таком обычае во время этнографической экспедиции в 30-километровой зоне отчуждения 10 лет назад рассказала Наталья Меланич, 63 года:

- Мы знаем, что они дружат, и где-то украдем плуг, тянем же и девки, и хлопцы тянем. А Опачичи - село длинное. Может, невеста с одного края, жених с другого края. Тогда трассы не было, асфальтированной дороги не было по селу, а везде была грунтовая дорога. Так мы вспашем, так вспашем! Тянет и орем, что попробуй, мол, назавтра ее закидать! Мои ворота отнесут к моему жениху, а моего жениха ворота принесут мне. А на завтра надо их вернуть на прежнее место. И где у нас столько силы азарта было за ночь такое наделать! Такие ворота тяжелые, а мы их переносили. А назавтра люди уже брали волов или лошадей, и надо было лошадьми их разменивать эти ворота. Делали это ну просто так, чтобы уже люди знали, что это пара, что у них уже любовь. Может, кто и не знает, тогда: "Ой, а куда же это от Наташи пропахали? А! Это же туда-то и туда-то, значит, любятся они и скоро будет свадьба ".

По окончании Зеленых святок всю ритуальную зелень, которая была за пределами дома, надо обязательно сжечь или утопить в реке. Считается, что с этого момента окончательно заканчивается весна и начинается лето.

Русалка может защекотать до смерти

По народным поверьям, в течение Зеленой недели на Земле появляются души умерших предков. Тех, кто ушел из жизни неестественной смертью, и маленьких некрещеных детей. В виде русалок они выходят на берега рек, бегают по полям и лесам, водят хороводы и поют песни.

"Если родители не поминают их в субботу перед Троицей, то, поймав свою забывчивую мать, русалка начинает щекотать ее, приговаривая: "За то тебя щекотала, что меня не поминала", и может защекотать до смерти. Поймав кого-нибудь в лесу, русалка щекочет его, смеясь и припевая: "Меня мамка породила, на свет белый не пустила; в руки палицу дала, чтоб русалкою была", - писал в конце XIX ст. исследователь Купянщины Петр Иванов.

Говорят, на Троицу "лес справляет свои именины", поэтому не стоит туда ходить и беспокоить его. Запрещалось в течение всей недели работать в поле и на огороде, чтобы не высох будущий урожай. А чтобы избавиться навсегда от вездесущей крапивы, советовали ее вырывать в "сухую среду" на Троицыну неделю.

- На Троицу девушкам незамужним в лес и на поле нельзя ходить, а то их русалки могут схватить,- рассказывает о древнем поверье Валентина Юрченко из села Подолы Купянского района на Харьковщине. - Хватает и спрашивает: "Полынь или петрушка?" Скажет девушка, что полынь, тогда она отпустит и скажет: "Иди себе и сгинь". А если скажет петрушка, тогда русалка радуется: ​​"Ты моя душка ", - и защекочет до смерти.

На жердь вешают чучело с большим мужским половым органом

К Троице на перекрестках дорог устанавливают высокие жердины - "вехи". Их украшают зеленью, цветами и травами. В Броварском и Переяслав-Хмельницком районе Киевской области вверху жерди ставят икону в полотенцах или украшенный зеленью крест. Когда-то такой ритуальный столб символизировал связь между небом и землей, потусторонним и миром живых людей. Сегодня это место для развлечений молодежи. Для них повалить соседскую жердь и уберечь от нападения свою считается делом чести.

Более древний по происхождению обычай до недавнего времени существовал в селе Гоголев Броварского района Киевской области. Здесь, на каждом углу села, на перекрестке улиц, ставили срубленное дерево, убранное цветами, лентами и конфетами. На его верхушку садили пугало, одетое в брюки, рубашку и шляпу. Ему цепляли большой муляж мужского полового органа. Называли "чучелом", а еще раньше бытовало название "дед ".

В начале прошлого века в селе Великие Сорочинцы Миргородского уезда на Полтавщине, по свидетельству фольклористки Евгении Линевой, на ритуальное Троицкое деревце вешали женскую куклу, одетую в плахту и вышиванку. Называли Маринкой. Такие человекоподобные куклы наши далекие предки почитали как духов растительности и плодородия. Им приписывали магическую способность положительно влиять на будущий урожай и размножение всего живого.

Сейчас вы читаете новость «"Украшали и сарай, и ворота, чтобы в хозяйстве все хорошо шло"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть