Ексклюзивы
пятница, 24 октября 2014 00:05

Тяжелораненого Черного Ворона большевики забрали на подводе

 

Макеевская сечь боролась с большевиками в окрестностях села Макеевка Смелянского района Черкасской области в 1920 – 1924-х. О ее истории рассказывает местный исследователь Валентин Хижняк, 67 лет.

- В 1960-х те окрестности называли Махновским краем. Когда секретарь райкома собирался в Макеевку, так и говорил: "Я поехал на Махновщину". Припоминаю, как тогда к нам приехал чиновник из Москвы. Разыскивал могилу командира красноармейского отряда, которого убили повстанцы. По его описаниями я нашел место в колхозном саду. Но дома приказали: никому не показывай, пусть там будет закопан, как собака.

Муж нашей соседки бабы Антонины был повстанцем. Малым расспрашивал ее, где оружие деда Семена. В конце концов призналась, что закопано на огороде у абрикоса. Я взял прут из проволоки и сразу наткнулся на боеприпасы. Винтовка сгнила, а вот некоторые патроны 1905-1911 годов даже не заржавели.

Как-то с дедом Михаилом Новохатько ездили подводой в лес. Под поваленным сухостоем дуба заметил скелет. Рядом лежала ржавая винтовка. Кликнул деда. Он увидел это и застыл на месте. Затем снял фуражку и склонил голову. Кости мы похоронили, но до вечера дед не сказал ни слова. Когда ехали домой, говорит, что все, кто похоронен в лесу, это его товарищи.

Разрозненные повстанческие отряды объединились в макеевских лесах осенью 1920 года. Одним из лидеров был атаман Зинка из соседнего села Самгородок. О том, что его судьба сложится непросто, было понятно с рождения - родился обвитый пуповиной через плечи, словно портупеей. Бабка-повитуха удивленно ахнула: "Это будет или большой человек, или большой бандит". Зинка промышлял на железной дороге, проходящей через наши леса. Мог ограбить богатого и раздать все его добро бедным. Когда бывал дома, собирал у себя единомышленников. Посылал жену к ним с паролем: "Займите пол-литра водки, матери ногу от судороги растереть". Однажды его арестовали энкаведисты. Оказалось, что следователь в свое время имел дело с атаманом, и тот приказал отпустить его живым. Поэтому сфабриковал дело, чтобы повстанца освободили.

Осенью 1924 власть в этих краях окончательно вышла из-под контроля большевиков. Под Уманью как раз находилась конная армия Семена Буденного. Одну бригаду направили в Макеевку. Распространили слухи, что солдатам дали распоряжение не вступать в бой с повстанцами. Это подтвердил и взятый "язык". Но это была специально спланированная дезинформация. Атаман Зинка все понял. Заставил боронами поле между Самгородком и Ташлыком. Когда увидел буденовцев, выскочил перед ними на другой стороне поля. Пока лошади топтались на боронах, помчался в Макеевку предупредить собратьев о наступлении.

Повстанцы как раз квартировали на ближайшей к лесу улице. Пришивали желто-голубые лампасы на штаны и китицы на шапки. "Красные" ворвались в село и начали жечь дома. Женщины голосили, кричали дети. Буденовцы казнили многих непокорных жителей. Повстанцев загнали в Грабский лес. Но в чащах армейская конница не смогла развернуться и начала выходить в район села Матусов. Повстанцы бросились за ними с выстрелами, убили полтора десятка. Большевики вступили в бой и победили. Пленных вывезли в Лебедин и расстреляли. Макеевчане собрали тела убитых на поле. Своих похоронили в селе, а чужих - на опушке Грабского леса. Дед Михайло остался жив случайно - по дороге в лес заночевал у молодки на Зайвивце.

Его брат Трофим служил помощником у атамана Черного Ворона - Ивана Черноусова со Звенигородщины. Того, о котором написал роман Василий Шкляр. В ту пору в селах часто ездили так называемые продовольственные эшелоны. Забирали у людей подводы и вывозили награбленное по железной дороге в Россию. На них нападали отряды повстанцев и возвращали это людям. В Макеевку также часто наведывались продовольственные отряды. Но в нашу сторону направляли бронированный поезд. Однажды воинам Черного Ворона удалось отбить одну платформу с пушками. В бою ранили Трофима. Михаил перевез брата в родительский дом. Утром поехал на поле за снопами. А к Трофиму наведались Черный Ворон и Зинка. Об этом стало известно большевикам, они окружили дом. Атаманы отстреливались обеими руками. Когда стало понятно, что живыми повстанцев не возьмут, дом подожгли. Зинка был небольшого роста, вместе с еще одним бойцом и сыном Трофима 9-летним Афанасием сбежали через окно в кладовой. Трофим погиб. Черного Ворона тяжело ранили, большевики забрали его на подводе. С тех пор об атамане никто не слышал.

Зинку сдали, когда он в очередной раз вернулся домой. Знал, что за ним придут, поэтому на рассвете заставил жену взять ребенка и выгнать гусей на пруд. Вскоре их дом окружили большевики. Отстреливался, не хотел сдаваться. Тогда нападавшие проникли через крышу и с чердака его тяжело ранили. Умер по дороге в управление.

Я пересмотрел архивы Службы безопасности. Во всех протоколах допросов стоял вопрос "Где оружие?" Кто-то ответил, что сбрасывали в глубокую яму в Макеевке. В апреле повстанцев привезли сюда и заставили нырять в холодную воду. Конечно, ничего там не нашли.

10 000 повстанцев скрывались в лесах возле села Макеевка на Черкасчине в 1924 году. Выступали против установления в крае советской власти. Такую цифру называет местный исследователь Валентин Хижняк.

Виктору Януковичу дорисовали свиное рыло

Макеевку основал легендарный казак Мамай в начале XVII века, по преданию. Через 100 лет ее опустошили татары. В 1741-м здесь оставалось не более 30 дворов. Но через 25 лет их было в семь раз больше. Дома строили на холмах и в оврагах. В середине XIX в. количество жителей выросло до 2,4 тыс. человек. В Макеевке заработали кирпичное и черепичное производство. Открыли церковноприходскую школу.

Большевики называли Макеевку "антисоветским гнездом". В 1930-х местный священник Мирон проводил в церкви молебен за укрепление Украинского государства. Отец знал пять языков, виртуозно играл на рояле. Его с женой и пятью детьми арестовали и вывезли в Ярославскую область, где и расстреляли. Рояль стоял в библиотеке как стол, потому что в селе больше никто не умел им пользоваться. Церковь и кладбище вокруг него закрыли осенью 1934 года. Сбрасывать колокол заставили двух местных мужиков. Когда секретарь райкома дал команду, колокол полетел вниз. Говорят: только он ударился о землю, чиновник потерял дар речи и ему вывернуло назад руки.

В прошлом году, когда начался Евромайдан, в Макеевской школе кто-то дорисовал на портрете тогдашнего президента Виктора Януковича рога и свиное рыло. Таким его увидели представители областного образования, которые приехали в школу с проверкой.

Сейчас вы читаете новость «Тяжелораненого Черного Ворона большевики забрали на подводе». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть