Ексклюзивы
пятница, 06 марта 2015 00:20

Проводник ОУН Артемизия Галицкая родила сына от чекиста
2

- Ты, "Стецько", запал мне глубоко в душу, и я действительно соглашусь идти с повинной в НКВД и вместе с тобой быть на службе у энкаведистов, - говорит проводник Организации украинских националистов Буковины Артемизия Галицкая своему любимому 4 марта 1945-го.

Советско-германская война подходит к концу. Однако в СССР в Западной Украине новый враг - Украинская повстанческая армия, созданная по инициативе ОУН. Накануне нового 1945 года "Мотрю" - подпольное псевдо Галицкой - арестовывают в селе Васловивцы Садгорского района Черновицкой области. Несколько ее охранников погибают в бою с НКВД. Чтобы не сдаваться чекистам, женщина стреляет себе в голову - рана оказывается несмертельной. Ее отвозят в больницу областного центра. Там снова хочет покончить с собой - разрывает свежие раны на голове. Врачи вовремя останавливают кровотечение.

В НКВД понимают - "Мотря" владеет чуть ли не самой полной информацией о националистическом подполье в регионе. Однако общаться со следователями она отказывается. На Рождество в ее палату заходят трое мужчин в штатском. Представляются: представитель Провода ОУН "Тарас", референт службы безопасности "Иван" и рядовой повстанец "Стецько". На самом деле все являются работниками НКВД: заместитель начальника областного управления подполковник Биленко, начальник оперативного отдела старший лейтенант Гончаренко, оперуполномоченный по борьбе с бандитизмом младший лейтенант Гусак. Везут на конспиративную квартиру - это канцелярия одной из черновицких тюрем.

"Мотря" была в неспокойном состоянии, нервничала, не хотела разговаривать, весь день ее глаза были закрыты, пытался с ней разговаривать, она зло отвечала", - рапортует Гусак о первом дне спецоперации. На следующий день докладывает Гончаренко: "Лежит спокойно, большей частью с закрытыми глазами. Деловые вопросы мной не задавались, чтоб дать ей время освоиться с обстановкой".

Подозрения подпольщицы усиливает постоянный шум - крики, пение надзирателей тюрьмы и заключенных. Ей объясняют, будто неподалеку расквартировались солдаты Красной армии. Это они так шумят. Вскоре ее переводят в более изолированное помещение другой тюрьмы. Здоровье "Мотри" постепенно улучшается, она чаще встает с кровати. Чекисты решают усилить конспирацию - приказывают ей залезть в шкаф и средь бела дня на санях перевозят в частный дом лейтенанта НКВД Павлова. Для нее подготовили мансардную комнату. Лечит "Мотрю" хирург Булевский - он хорошо знает украинский язык, помогал "красным" партизанам, поэтому может придумывать истории из "повстанческих будней". Ухаживают еще три женщины: "подпольщица" Люба и "содержанки квартиры" Даша и Клава.

"Такой опеки, наверное, не было бы и у родной мамы за печью", - пишет "Мотря" в грипсе - шифрованной записке - подруге-подпольщице "Оксане".

Такие послания она передает собратьям неоднократно. Большинство из них адресаты не получают. Служба безопасности ОУН понимает, в какой ситуации находится проводник. Поэтому грипсы уничтожает, а связных - завербованных НКВД подпольщиц, - ликвидирует.

Чтобы разговорить "Мотрю", "подпольщики" используют различные средства. "Иван" играет роль жестокого следователя - часто срывается на крик, угрожает физической расправой. "Стецько" ведет себя сочувственно. Уверяет, что очень симпатизирует "Мотре", потому что она - "сильная женщина". Кроме того, зачитывает из газеты "Советская Буковина" статью "О помощи в раскрытии оуновского подполья на Буковине". Там говорится о том, что "Мотря" дала согласие на сотрудничество с советской властью. Это означает, что теперь ей следует доказывать свою невиновность перед повстанцами и рассказывать все, что знает о подполье. Статью напечатали по указанию НКВД.

Ежедневно "Мотря" рассказывает отрывки различной информации. И только 10 февраля соглашается надиктовать "Стецьку" весь перечень знакомых повстанцев.

- За этот список меня бы энкаведисты на куски резали, - говорит. - Но я бы им все равно не сказала, потому что все это - моя подпольная работа, над которой я трудилась четыре года. Потому смотри, "Стецько", мне больше не на кого надеяться. Только на тебя. Прошу тебя - пиши, а я буду вспоминать всех, кого помню, и с кем приходилось работать.

Но чекистам мало этих данных. Через 10 дней решают попробовать другую схему "разработки".

- Ты выйдешь за меня? - спрашивает "Стецько".

- Да, ты мне очень нравишься. Я уже восемь лет без мужа. Устала от такой жизни. Хочу создать семью, - неожиданно говорит "Мотря". - Жаль, что ты не знаешь румынского языка. Можно было бы поехать в Румынию и там спокойно работать.

"Стецько" предлагает свой вариант: после бракосочетания явиться обоим с повинной в НКВД. Рассказать на следствии ровно столько информации, сколько нужно для их помиловании. Затем искать легальную работу.

- Как я могу прийти с повинной, если большевики убили мою родню, за которую я еще не отомстила? - плачет Галицкая. - Я втянула в подполье мужа своей сестры и оставила двоих детей без отца. Многих заставила идти в подполье и работать лично со мной. А теперь идти с повинной и обречь всех этих людей на расправу НКВД. Где же моя совесть будет перед этими людьми и Украиной?

Спецоперацию решают прекратить. 18 апреля Галицкую формально арестовывают. Она уже беременна. В августе 1945-го в тюрьме рожает сына. А в конце месяца Военный трибунал НКВД Черновицкой области приговаривает ее к расстрелу за контрреволюционную деятельность. Впоследствии приговор заменят на 10 лет исправительно-трудовых лагерей и пять ссылки. Наказание будет отбывать в Караганде. Вернуться домой не позволят. Поселится в поселке Дудинка Красноярского края России. Там выйдет замуж за бывшего воина ОУН Василия Одинца. Умрет в 1985 году. Судьба ее сына неизвестна.

 237 участников националистического подполья убили, еще 175 арестовали в результате военно-чекистских операций, проведенных по показаниям Артемизии Галицкой - "Мотри". Перекрестная сверка показаний ее и других арестованных позволила чекистам выявить около 600 членов ОУН и УПА. 25 марта 1945 года нарком внутренних дел СССР Лаврентий Берия отчитался Иосифу Сталину: "Реализация показаний "Мотри" полностью закончена, осталось неарестованным только небольшое количество оуновцев, находящихся в настоящее время за границей: в Румынии, Чехословакии, Венгрии".

"Мотрю" охраняли 10 повстанцев

Артемизия Галицкая родилась в 1912 году в городке Садгора. Теперь это Черновицкая область, а в межвоенные годы - территория Румынии. В семье, кроме нее, было еще пятеро детей. Отец - учитель Теофиль Галицкий, умер через восемь лет. Родной брат Семен был одним из основателей Коммунистической партии Буковины в 1918 году. Окончила учительскую семинарию в Ботошанах, работала в сельских школах.

В 1937 году вступила в Организацию украинских националистов. Носила псевдо "Мой", "Юрко", однако подпольщики уговорили ее выбрать более благозвучное - "Мотря". В июне 1942-го вместе с врачом "Смерекой" организовала похищение из тюремной больницы в Яссах проводника ОУН Михаила Колотило - псевдо "Кобзарь". Боясь репрессий, поехала во Львов, затем - в Коломыю.

Весной 1944-го назначена проводником ОУН Буковины. Была единственной на то время женщиной в подполье, занимавшей столь высокий пост. Личная охрана - 10 человек. Главной задачей "Мотри" стало формирование отделов Украинской повстанческой армии. Осенью того же года во время облавы на село Викно Заставновского района чекисты арестовали более двух десятков девушек. "Мотря", одетая как крестьянка, с котомкой за плечами прошла мимо солдат. В декабре в селе Самушино ликвидировала заведующего кооперативом - застрелила и выбросила в Днестр. Руководила ликвидацией председателя сельсовета и милиционера в селе Шубранцы. Впоследствии арестована НКВД.

Первая женщина-рыцарь одной из самых высоких наград УПА - Бронзового креста заслуги.

Сейчас вы читаете новость «Проводник ОУН Артемизия Галицкая родила сына от чекиста». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть