Ексклюзивы
пятница, 23 января 2015 00:05

"Пришел Иоанн Предтеча и забрал праздник на плечи"

 

- Две недели святки празднуют - ничего не делают, гуляют, отдыхают, а потом еще целую неделю коляду провожают, - рассказывает 73-летняя Раиса Баренко из села Озадовка Бердичевского района на Житомирщине, переселенка из чернобыльского села Старое Шарне Народичского района. - Вот уже нам прошло Крещение, так на второй день - Иоанн Креститель, и ему делают посвятки, а на третий - рождественский день. Ну, и уже что-то начинают потихоньку делать по хозяйству, а вечером еще дней пять собираются то у одного, то у другого соседа или идут в шинок. Говорят, это мы колядам проводы делаем: хорошо отпраздновали, значит, хорошо надо до следующего года их и проводить.

20 января православные и греко-католики отмечают Собор Иоанна Крестителя. Его избрали для особого служения - быть предшественником, предтечей Бога на земле. На Страшном суде Иоанн Предтеча рядом с Иисусом Христом и Матерью Божией будет судить людей по их делам. В украинском народном календаре этот день называется Иоанна Притыки. Люди начинают провожать коляды, приговаривая: "Пришел Иоанн Предтеча и забрал праздника на плечи".

Сено, что в течение рождественско-новогодних праздников лежало в углу и на столе под скатертью, в этот день выносили из дома и раздавали скотине. Или делали из него место для наседки. Оно, как и рождественская соль, должно было способствовать здоровью и размножению домашних животных. А людей оберегать от "страха", "сглаза" и "дурного глаза". Мусор, что от Рождества, не годилось выносить из дома, сжигали в саду. Верили - такое "подкуривание" фруктовых деревьев убережет их летом от гусениц и вредителей.

- На Крестителя охотники из ружья стреляли, - говорит Раиса Сергеевна. - Говорили, что это они коляду на льду расстреливали - прогоняли ее уже из села вон. Ну, а заодно и волков. Верили, от этих выстрелов они разбегаются и течками уже не будут бегать. А хлопцы малые и старшие брали макогон или палки и били со всей силы в угол дома. Кричали: "Иди, кутья, из покутья, а ты узвар - на базар". Раз нам так стукнули, что все образа посыпались на пол с божницы. Ну, так уже угостишь их, чтоб хату, не дай Бог, не развалили.

Женщины вносили в хату приспособления для прядения, ткачества, что в течение святок лежало в кладовой или на чердаке. За работу брались не сразу. Историк и фольклорист Михаил Максимович так описывал "распространенный в степях" - на юге Украины - обычай: "Хозяйки вносят в дом и обмывают гребень и прочие ткацкие приспособления, готовясь к предстоящей работе. Моют для того, чтобы пряхи не ленились прясть. А о празднике говорят так: "Ток и Приток и почин приволок".

Женщины украшали прялки и гребни лентами, калиной, васильками, сухоцветом и с колядками и щедровками обходили односельчан. Собранные деньги и угощения отдавали на проводы коляды.

Завершалось рождественско-новогоднее послепразденство в первый понедельник после Крещения. Во вторник брались за обычную работу. На пороге дома торжественно разбивали горшок, в котором в углу в течение святок стояла кутья. Отсюда пошло выражение "побить горшки" - для определения окончательного завершения как определенного периода в жизни человека, так и вообще отношений между людьми. Сосуд из-под кутьи считали непригодным для будничной пищи. Черепки забрасывали на чердак или закапывали в саду, на огороде, в поле. Считали, что они способны оберегать усадьбу от всего злого.

Но были и такие колядники, которые ходили славить хозяев вплоть до Масленицы.

Во время кулачных боев пытались украсть церковный колокол

- В субботу и воскресенье после Крещения на льду, где воду святили, хлопцы сходились биться между собой, - рассказывала фольклорной экспедиции в 2006 году Клавдия Садовская, 77 лет, из села Петропавловка Купянского района Харьковской области. - Сильно дрались наши и из соседней Ляховки. Но до того, чтобы покалечили, или до смерти, не дай Бог, никогда не доходило. Носы и головы разбивали, а так Бог миловал. Они на характер, на гонор бились, у кого сильнее.

В субботу утром дрались хлопцы из разных уголков села или ближайших хуторов. После обеда к ним присоединялись парни. Позже в драку вмешивались мужики. Участники боев придерживались неписаных правил: не бить лежачего, не бить из-за спины, кто выходил из боя, должен был или сесть на землю, или отойти в сторону и больше в драку не ввязываться. Нельзя было бить ниже пояса и применять дополнительные средства. Тех, кто нарушал правила, в следующий раз не допускали до мужских игр.

Победителем считали сторону, которая вытеснила соперника за пределы поля боя.

- Они сражались за престол, который изо льда стоял на реке, - вспоминает Клавдия Федоровна. – Кто его отвоюет, тот - победитель. Помню, лед трещит, вода поднимается вверх, люди им кричат: "Возвращайтесь, заканчивайте, потому что утонете!", а они не видят и не слышат.

Поражение в боях считалось большим оскорблением. Еще хуже было, когда победители снимали у тех, кто проиграл, церковный колокол. Выкупать его приходилось общиной, позор оставался на весь год.

К началу ХХ ст. кулачные бои стенка на стенку проходили не только в селах, но и в крупных городах. Например, в Киеве, в Протасовом Яру, "демиевцы" - жители района Демиевка - традиционно сражались с "байковцами" - жителями Байковой и Батыевой гор. Неподалеку от Кадетского шоссе сходились "лукьяновцы" с ребятами, которые жили на Татарке. Бились также "милитеры" против "штафирок", то есть военные против штатских, а также гимназисты против реалистов. После Крещения они собирались на "ристалище" в университетском сквере. Старшие никогда не трогали младших, втроем на двух не нападали, но двое могли начать драться с тремя. Конец ритуальным дракам в Киеве положила Первая мировая война 1914 года.

Вымолоченным из коляды зерном начинали весенний сев

Рождественский день празднуют через две недели после настоящего Рождества - 21 января. В течение года в день, на который он выпал, рекомендовали начинать все важные дела: закладывать дом, копать колодец, отправляться в дорогу, покупать скот, садить наседку на яйца.

- В этом году рождественский день пришелся на среду, значит, весь год лучше всего в среду пахать, сеять, сажать и все начинать делать, - объясняет 43-летняя Елена Мельник из села Дроздовица Городнянского района Черниговской области. - Вот я, примером, всегда в рождественский день картошку и морковь закладываю на зиму, и она до весны лежит и не гниет. Это уже сто раз проверено.

- Все праздники в углу в каждом доме стояла коляда - сноп такой маленький из ржи, пшеницы и овса, - рассказывает 75-летняя Галина Данькивская из села Дермань Здолбуновского района Ровенской области. - Кто не хотел гостей и святки провожать, тот ту коляду быстро из дома вынесет - не успеет еще батюшка и дом благословить. А если хозяева снопик оставляли в углу, то собирались к тому хозяину друзья, кумовья и родня молотить коляду. А хозяин им уже выставлял магарыч.

К середине ХХ столетия в Дермани этот обычай напоминал целое представление. "Молотильники" - двое-трое почтенных мужей обвязывались ржаным перевеслом и с колядками обходили все дома соседей на своей улице. Один обязательно был с бородой и усами, держал клюку. Напарник за спиной носил глиняный кувшин - "баньку". Зайдя в дом, обмолачивали руками коляду. Считалось, что вымолоченное зерно хорошо будет влиять на будущий урожай. Им начинали весенний сев, добавляли к посевному материалу. "Молотильники" получали от хозяев "кручок" - 100-граммовый магарыч. А вечером все вместе ужинали.

Сейчас вы читаете новость «"Пришел Иоанн Предтеча и забрал праздник на плечи"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть