Ексклюзивы
пятница, 21 ноября 2014 00:30

На Михаила впервые после лета стригли пастуха

 

- Кались пастуха нанимали пасти скот, дак од Юрия до Михайла - такой был закон, - рассказывает 72-летняя Любовь Добровольская из села Быков Коростышевского района Житомирской области. - Договаривались за плату. Муй брат дак целое летечко пас людей скот за пуд зерна, или жита, или пшеницы со двора за корову. 40 пудов хлеба заробил. Это еще в пятидесятых годах было. А после Михайла, тады уже дороже пасли, поденно, может, уже по мерци зерна была плата. А теперь уже пастуха нет конкретного, а пасут в очередь подворно. У нас пастухи найбольш уже старые люде, по 70 да по 80 годов. А если же кто нанимает, то па 120 гривень платят за корову кожному пастуху, то выходит 240 гривень в день, потому что два пастуха пасут. Крепко дорого.

Раньше на Полесье и в зоне лесостепи в пастухи нанимали людей обнищавших, одиноких, которые не имели семей и никогда не были женаты. На помощь брали пастушонка-подростка из бедной семьи. Пастухов считали чудаками. Говорили об их склонности к волшебству и отношениях с нечистой силой. Пастух обязательно держал в торбе предметы-обереги: свечу, икону, свяченую соль и мел. Каждое утро трижды обходил с торбой стадо - "чтобы коровы не отбились".

- У пастуха хлыст такой длинный был из ремешка, и он им стегает - и все стадо слушает его, - вспоминает баба Люба. - У коровы рога сбивали и делали рожок или была дудочка из лыка. Дак он трубит, а не, то идет улицей и кричит: "Выгоняй! Выгоняй!"

Специально подобранная мелодия на рожке или дудке держала стадо в куче, не давала разбредаться, теряться. Считали, что нечистый или волки бегут, услышав игру пастуха. Чтобы уберечь скот от травм, он забивал свою палку посреди выгона, вешал на нее торбу и посыпал вокруг свяченой солью. Умел не только лечить скот, вправлять вывихи, но и заговаривать от укуса гадюки.

- У нас каждый сам пас корову, в основном, пожилые люди, - рассказывает 63-летняя Мария Абрамова из города Зеньков Полтавской области. - Так баба Бучиха ту палку, с которой свою корову пасла, бросала в столб пыли, который, бывало, вихрь поднимает. Говорила, что это защищает от нечистого. Дом с той палкой трижды обходила, если у нее какие-нибудь неприятности случались. Каждый день клала ее на пороге сарая, чтобы ведьма корову не выдоила.

На Михаила - 21 ноября - община села торжественно стригла пастуха. Считали, если он не будет стричься в течение лета, то скот не будет болеть и калечиться. Чтобы уберечь стадо, пастух в течение сезона воздерживался от половых отношений, не брал в поле нож, разламывал хлеб руками, не собирал ягод и грибов, не трогал муравейников.

Михайловский собор единственный в Киеве имел золотую баню

Во времена Киевской Руси архистратига Михаила почитали как покровителя князей рода Мономаховичей и ратной славы. Согласно легенде, он помог внуку Ярослава Мудрого князю Святополку Изяславовичу победить половцев, появившись в рыцарских доспехах над Софией Киевской. В 1108 году Святополк - в крещении Михаил - в честь своего патрона построил напротив Софии Михайловский собор. Его назвали Златоверхим, потому что тогда он единственный в Киеве имел золотую баню.

От княжеских времен архангела Михаила почитали как защитника Киевской земли. Впервые как покровитель Киева упоминается в гербовнике Конрада Ґрюнберґа 1480 года. Архистратиг Михаил изображен на главной военной хоругви времен Богдана Хмельницкого и на казацких флагах. Воинами архистратига Михаила называли себя Сечевые стрельцы - украинские легионеры в австрийской армии во время Первой мировой войны.

"Бог как сотворил мир и все, то поставил на всех четырех углах света ангелов, - рассказывал в 1926 году неграмотный 86-летний дед Федор Щербина из села Поповка. - Михаилу посадил на левое плечо ветер и поручил ему управлять им. Михаил все время держит ветер за усы, то он только чуть-чуть веет. А иногда Михаил пустит ветровы усы на одну минуту, только пока почешется, - то сейчас же и сорвется сильная буря или метель. Так Михаил вновь его хватает за усы, а если бы так пустил хоть ненамного, то и мир бы смыло".

"Кладут длинной полосой огонь и ставят с двух сторон горшки с медом"

- В субботу, предшествующую Михайлову дню, обязательно нужно сходит на могилы к своим родственникам, и раздать за помин их души мелочь нищим, - рассказывает 63-летняя Мария Абрамова из города Зеньков Полтавской области. - Потому что Михаил на том свете встречает умерших, он за них Бога просит. Говорят, в этот день со святым Михаилом сам Бог ходит как старец по земле. Они проверяют, насколько мы милосердны к нищим, убогим или больным. Если есть кого-то из знакомых, кто лежат в больнице, то надо пойти навестить.

21 ноября православные и греко-католики отмечают Собор архистратига Михаила - праздник всех ангелов Божьих во главе с архангелом Михаилом. Имя его с еврейского означает "кто как Бог". Праздник учредили в IV ст. В христианстве, иудаизме и исламе почитают Михаила как старшего военачальника небесного воинства, главного борца против дьявола и беззакония среди людей, защитника веры. По церковному преданию, архангел возглавил всех добрых ангелов в борьбе против сил, которые восстали против Бога, и победил их. Поэтому изображают его как полководца, в доспехах, с мечом или копьем в правой руке. Считают покровителем военных, стражей порядка, в частности, милиционеров. Его почитают также как ангела милосердия и посредника между людьми и Богом. В левой руке держит весы, на них взвешивает праведные и грешные поступки людей.

На Михаила устраивали возле церквей обеды для бедного люда, раздавали милостыню в память об умерших родственниках. По селам Приднепровья проводили "меди". Так называли окончание сельскохозяйственного года. До этого дня должны были собрать урожай с полей, подсчитать доходы, раздать долги, подготовить землю к следующему аграрному сезону. Сегодня этот праздник называют День села. В клубе устраивают концерт и выставку детских рисунков, вышивок, кулинарных изделий.

На "меди" в каждом доме женщины готовили щедрый обед. На церковном подворье варили мед с хмелем. "Кладут длинной полосой огонь и ставят с двух сторон горшки с медом. Раньше занимали в экономии такой котел, чтобы в него входило до 60 ведер, и варили два таких котла", - сообщал в 1926 году корреспондент Этнографической комиссии Всеукраинской академии наук из села Поповка - сейчас Звенигородского района Черкасской области. Мужчины ходили "на околицу за шапками": выходили за село и отбирали шапки и платки у тех мужчин и женщин, которые шли в село в гости на "мед": "Каждая женщина, когда идет на оказию или в другое село, то непременно несет при себе сложенный платок. Уж как наберет шапок много, так идет домой, а за ними идут все те люди, у которых забрали шапки".

Войдя в дом, гости кланялись и говорили:

- Добрый день! Будьте здоровы, с праздником и с медом.

- Спасибо, что пришли в наш дом! Просим сесть, - отвечали хозяева.

С каждым блюдом угощали гостей медом, водкой, запеканкой и наливками.

- Дай Бог здоровья! - говорили гости, взяв рюмку из рук хозяина. - Пусть вам Бог вернет десятикратно! Чтобы у вас было в коморе и в загоне, и у ваших детей! Прибавь, Господи Боже, веку и здоровья, а приставшим душам - Царство Небесное, им земля была пухом!

После обеда хозяева давали каждому гостю калач или паляницу. На следующий день справляли "попразент". Танцевали, пели, играли на рублях, заслонках, пилах. "Рочистый попразент" мог затянуться на неделю.

Сейчас вы читаете новость «На Михаила впервые после лета стригли пастуха». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть