Ексклюзивы
пятница, 07 августа 2015 00:50

"Моя мать шептала, и моя тетя, мамина сестра, и моя бабка тоже"

 

— Когда-то на каждом углу села была такая бабка-шептуха, которая и испуг детям шептала, и золотник на место ставила, и кровь останавливала, — рассказывает 70-летний Виктор Лысюк, родом из села Кашперовка Барановского района на Житомирщине. — На таких говорят, что они "что-то знают" — молитвы всякие и заговоры к каждой болячке. Так "знающие" на Пантелеймона постились, никакой работы в руки не брали, чтобы святой им "помогал". Как-то имел рожистое воспаление кожи, в больнице сказали: "Ищите бабку". Нашли, она девять раз пошептала, льном поводила, сожгла его — и все где и делось. Тот, кто берет деньги за это, — шарлатан. Хлеб, конфеты, подарок какой — да, а деньги — никогда, потому что это большой грех. Так как знания даются людям от Бога для помощи другим.

Святого Пантелеймона — его день православные и греко-католики отмечают 9 августа — считают своим покровителем знахари, шептухи и костоправы. "Врожденные" знахари черпали знания от родственников, практиковавших лечение людей и скота с деда-прадеда. Народные целители были и "наученные": им свои знания в целительстве передавали знахари, у которых не было близких наследников или их родственники не имели к такому способностей. Были и "знахари по неволе" — становились на этот путь от крайней бедности. О них в народе говорили: "Научит беда ворожить, как нечего в рот положить". Считали, что после передачи знаний другим знахарка теряет способность вычитывать и лечить болезни. Поэтому бабки-шептухи неохотно делились своим умением.

Знахари, шептухи, баильники, травники знают больше, чем обычные люди. Целителем может стать каждый, кто родился в понедельник и в понедельник мать отлучила его от груди.

— Ни от кого я не училась, вообще ни от кого, — заверяла в 2000-м жительница села Немовичи Сарненского района на Ровненщине Полина Мелищук, 86 лет. — Я не знаю, что мне так дано и от кого. Но, знаете, моя мать шептала, и моя тетя, мамина сестра, и их мать, моя бабка, тоже шептала. Но они меня не учили, я и не знала ничего. А потом оно как-то само где и взялось. И я, правда-правда, не знаю, как оно так передается.

Умелыми костоправами были пастухи и чабаны. А хирургами-дантистами — сельские кузнецы. Рвали зубы плоскогубцами, ключами, веревками и шнурками. Об обезболивании и элементарных санитарно-гигиенических нормах не беспокоились.

Ревматические и головные боли, туберкулез, кожные заболевания лечили кровопусканием. К середине ХІХ в. привилегии делать это имели цеховые цирюльники. Путешествующие цирюльники возле сельской корчмы не только стригли и брили крестьян, но и пускали кровь и ставили пиявки. Вооруженные карманным ножом, бритвой, обломком косы и рожком для пускания крови, такие процедуры делали и сельские "рудометы". Наиболее благоприятным временем для этого считали весенние месяцы. Молодежи до 20 лет и беременным женщинам делать кровопускание запрещалось.

— Бабки лечили скот от всяких слабостей, — говорит 65-летняя Любовь Колодько, фельдшер из села Конотоп Городнянского района на Черниговщине. — Бывало, что корова ни с сего, ни с того начинает драться. Или придет с поля, стоит у ворот, ревет, а во двор не идет. Тогда шли к бабке, она на хлеб что-то там шептала, Богу молилась — и, гляди, корова пришла в норму. А как это объяснить, я и не знаю.

На Ровненщине был свой ритуал, как уберечь от волков корову, которая не пришла вечером домой. Шептуха выходила на улицу, смотрела на месяц, читала молитву, крестилась. Потом брала замок, запирала его и клала на землю, "пока корова не появицца". Верили, что заговоренный скот волки не берут.

"Если Луна старая, то зелье будет не такое помогающее"

— Травами лечатся у нас с деда-прадеда, и сегодня каждый себе собирает и заготовляет и зверобой, и шиповник, тысячелистник, ленок, липу, — говорит Любовь Колодько. — У каждой хозяйки дома растет мята, мелисса, календула. А при гнойных ангинах нет лучшего средства, чем шелковая трава. Прополоскал горло — и как рукой сняло.

Собранные на Пантелеймона — 9 августа — травы особенно помогают при лечении людей и домашних животных. Также их можно собирать на Ивана Купала, Маковея и Спаса. На Черниговщине лекарственные травы ищут исключительно женщины. Советуют делать это только в "женские" дни — среду или пятницу. На Киевщине наоборот в пятницу травы не собирают.

— Бабки, которые будут колдовать, все на пятницу ссылают. Такое зелье может быть не для помощи, а во вред здоровью, — объясняла в 2005-м участникам фольклорной экспедиции в селе Рудня-Тальская Иванковского района Киевской области тогда 90-летняя Мария Лозенко. — Лучше всего зелье рвать в растущую Луну. Если Луна старая, то оно будет не такое помогающее. Самое полезное собранное девочками до 12 лет или женщинами, которые уже не стираются. Берут его до обеда, поздней нельзя, потому что тень уже пошла. Видно человека — зелье не в помощь.

На Полесье клали у первого собранного растения горбушку хлеба, грудку соли или мелкие деньги — чтобы "заплатить за зелье Божьей Матери", "чтоб помогло". При этом "шептали" такой заговор: "Божий Иван поле пахал, а святая Илья сеяла зелье, Богоматерь рвала, да помогала".

Из ран Пантелеймона вместо крови потекло молоко

— Святой Пателеймон помогает от разных болезней, исцеляет от всяких болячек тех людей, кто к нему с молитвой обращается, — рассказывает 76-летняя Хима Халявко из села Великий Дырчин Городнянского района на Черниговщине. — Молитвы помогают тем, у кого больные глаза и у кого сильные головные боли. На Пателеймона в церкви правится служба ему, значит, праздник большой. Кто его не уважает, того Пателеймон может и наказать.

Пантелеймон жил в ІІІ–ІV в. Смолоду прославился как успешный врач. Как-то увидел на улице мальчика, умершего от укуса ехидины. Решил: если молитва к Иисусу Христу о воскресении умершего осуществится, примет крещение. Ребенок ожил, а Пантелеймон начал бесплатно исцелять больных, помогать бедным, попрошайкам. Император Максимиан за проповедь христианства приказал жечь Пантелеймона огнем, бросать диким зверям, садить в бочку с гвоздями. Тот выдержал все муки и погиб от удара меча. Из его ран вместо крови потекло молоко. Сухая олива, к которой его привязали, зазеленела и дала плоды.

В Украине великомученика уважают как целителя. День — "тяжелый". Строго запрещено работать, разводить огонь в печи — потому что Пантелеймон небесным огнем сожжет копны на поле. За это его прозвали "Паликопа".

"На Пантелеймона нельзя ничего делать, потому что этот праздник очень карает, — записали участники этнографической комиссии при Всеукраинской академии наук в селе Стебное Звенигородского района Черкасской области в 1926-м. — Как только кто-то на этот праздник осмелится работать, то непременно гром зажжет копну или полкопны какой-либо паши. В Тарасовке нашлись такие, что "вот мы не боимся, не верим!" и на Паликопы пошли жать. А гром как ударил — и ранил 12 душ. А девушка Наталья Штундова тоже думала жать в такой день. Так еще только шла, а гром ударил возле нее да и приглушил. А недалеко люди шли, так увидели это: прибежали, закопали по шею в землю, и дал Бог, что ожила".

Сейчас вы читаете новость «"Моя мать шептала, и моя тетя, мамина сестра, и моя бабка тоже"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть