Ексклюзивы
пятница, 07 ноября 2014 00:15

Мишка Япончик назвал свой ​​красноармейский полк именем владелицы борделя
2

- Дайте мне мандат на формирование отряда Красной армии, и вы не пожалеете. У моих людей есть оружие, и в деньгах я не нуждаюсь, - обратился весной 1919-го к комиссару Особого отдела 3-й украинской советской армии Федору Фомину одессит Моисей Винницкий, 29 лет. В городе его знали как Мишку Япончика - покровителя тамошнего криминалитета.

В разгар гражданской войны, когда к Одессе стали приближаться красноармейцы, Моисей организовал бунт на Молдаванке. "Отсутствие власти дало свободу преступным элементам, начались грабежи, которые поражали своей дерзостью, - описывал неизвестный одессит. - Разбивали пакгаузы, грабили склады. В город толпами по 50 - 100 человек пытались попасть грабители. Центр города опоясывал фронт, за которым царствовал хаос. Бандитам удалось осуществить налет на государственный одесский банк и вывезти на трех грузовиках деньги и ценности на сумму 5 миллионов золотых рублей. Их судьба неизвестна".

Большевики взяли Одессу в апреле 1919-го. Сразу приступили к расправе над местным криминалитетом. Винницкий решил сделать ход конем - предложил новой власти сотрудничество.

В его отряд должны были войти 2 тыс. человек - исключительно евреев – со своим оружием, провиантом и обмундированием. Разрешение на формирование лично дал по телефону председатель Реввоенсовета Лев Троцкий. Так возник 54-й стрелковый украинский советский полк им. Владимира Ленина. Но на полковом знамени красовалась другая надпись - "54-й советский железный полк имени мамаши Мозес". Сильва Мозес - подруга Винницкого, которая держала бордель в Одессе.

- Братва! Нам выдали доверие, и мы должны высоко держать знамя, - цитировал выступление Япончика перед новым отрядом певец Леонид Утесов.

- Мишка! Держи мешок, мы будем сыпать картошку, - ответили из толпы.

- Засохни! Мы должны доказать нашу новую жизнь. Довольно воровать, довольно калечить, докажем, что мы можем воевать, - сказал на это.

- Мишка! А что наши бабы будут делать, они же захочут кушать?

- А воровать они больные?

Полк Япончика любил маршировать по городу. Впереди ехал командир на серой кобыле. Рядом - адъютант и советник, слепой на один глаз рыжебородый Мейер Герш-Гундосый на рыжем жеребце. Позади - оркестр и ватага "перековывающихся". Винтовки всех систем от штыков, похожих на японские кинжалы, до однозарядных берданок. Некоторые солдаты без оружия. Шинели расхристанные, на головах шапки, шляпы и кепки. Шли как-нибудь. Рядом шагали "боевые полковые подруги".

- Ну и комедия! - комментировали одесситы.

На фронт полк не спешил. Дату, когда должен был отправиться, переносили несколько раз. Провожали в помещении консерватории. На длинных столах было немало деликатесов. Застолье открыл комендант города Павел Мизикевич. Он вручил Винницкому серебряную генеральскую саблю и маузер. Пышно одетые бойцы, их жены и подруги гуляли, пока хватило сил. Утром с трудом удалось собрать 800 человек и загнать их в вагоны.

23 июля 1919 полк прибыл в Бирзулу - нынешний Котовск Одесской области. Новобранцев поздравил Григорий Котовский. Его 2-я бригада приняла полк в свой состав.

Военный комиссар Гринштейн так описывал Мишку Япончика: "Молодой человек, среднего роста. Особенно меня поразил наивный, почти детский взгляд его серо-синих глаз. Говорил он мягко и толково. Сам подчеркнул плохое политическое состояние своего полка, выражал обеспокоенность этим, но за боеспособность людей ручался головой".

Единственный бой "полка мамаши Мозес" состоялся 27-28 июля под Вапняркой на Виннитчине. Вместе с 8-м трудовым латышским полком дивизии Красного казачества Примакова, бронепоездами "Озолин" и "Лейтенант Шмидт" они вытеснили из города и железнодорожной станции армию Украинской Народной Республики. В честь победы командир распорядился звонить во все колокола. Вечером солдаты устроили празднование, заодно разграбили местные дома.

"Враг совершил ночную атаку с леса, что на восток от этой станции, - отчитывался на следующий день полковник УНР Александр Удовиченко. - Завязался тяжелый ночной бой с превосходящими силами противника. 2-й и 3-й курени 9-го пешего стрелкового полка под управлением старшины куреня Чмиля, которые занимали станцию​​, стойко отбивались. Сам вокзал переходил четыре раза из рук в руки, бой проводился исключительно рукопашный и гранатами. На 24.00 27 июля мы должны были покинуть станцию ​​из-за превосходящих сил противника. Но в три часа ночи два куреня Стрелецкого полка неожиданно для "почивших на лаврах" красных выбивают бравурной атакой большевиков со станции и отбрасывают их снова к селу Крыжополь. Враг на одном только дворе потерял 28 убитых, у нас убит ручной гранатой командир 8-й сотни и восемь казаков 9-го полка. Командир куреня легко ранен в лицо".

Полк должен отступать. Мишка Япончик с ближайшим окружением захватил поезд и взял курс на родной город. Под Вознесенском - теперь Николаевская область - его остановили одесские чекисты и расстреляли. Остатки полка порубали воины бригады Котовского.

Япончика расстреляли вместе с любовницей

"Циля была женщиной яркой, любила хорошо одеваться. По городу передвигалась только в конном экипаже с кучером. Это в то время считалось особой роскошью", - пишет современный исследователь Валентин Домиль о жене Моисея Винницкого Циле Аверман в статье "Одесский Робин Гуд Мишка Япончик".

Они поженились в начале 1918-го. Циля работала на фабрике по изготовлению ваксы "Жако". Свадьбу сыграли в зале танцклассов Двойреса. Несколько сотен людей гуляли три дня. Чтобы отвлечь внимание правоохранителей от громкого действа, бандиты подожгли полицейский участок.

Через полгода у супругов родилась дочь Ада. Поэтому, когда летом 1919-го Винницкий двинулся на фронт, его сопровождала не жена, а любовница Елизавета Мельникова. Ее расстреляли вместе с Япончиком под Вознесенском.

Узнав о смерти избранника, Циля бежала в Индию вместе с мужем его покойной сестры. Через несколько лет они переехали во Францию. Там торговали, держали фабрику. Ада осталась в Одессе, жила с бабушкой. До 1927 года, пока была открыта граница СССР, Циля просила знакомых вывезти дочь - безрезультатно. Когда она выросла, то поселилась в Баку, Азербайджан, где и прожила всю жизнь. Умерла в 1983 году.

Сейчас вы читаете новость «Мишка Япончик назвал свой ​​красноармейский полк именем владелицы борделя». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть