Ексклюзивы
четверг, 13 марта 2014 19:06

"Я впервые в жизни увидел, как фюрер пьет пиво"
2

— Международной морали не существует. Каждый хватает, что может, — говорил немецкий канцлер Адольф Гитлер своему министру иностранных дел Йоахиму фон Риббентропу в начале июля 1938-го.

В марте того года Гитлер оккупировал Австрию. Без единого выстрела. Теперь он готовил нападение на Чехословакию.

— Чехословакия — европейский пигмей, — поддакивал фюреру генерал-фельдмаршал Герман Геринг, командующий воздушных сил — Люфтваффе. — Раса карликов без культуры, которые подавляют цивилизованную расу.

Завоевывать эту страну нацистские вожди начали с пограничной с Германией Судетской области. Большинство ее населения составляли немцы. Была там у Гитлера и своя "пятая колонна" — щедро финансированные из Берлина местные сепаратисты из Судетской немецкой партии — СДП. Возглавлял ее бывший учитель физкультуры Конрад Генлейн. СДП начинает выдвигать чехословацкому правительству требования одно за другим. Все — по инструкциям Гитлера. Сначала Генлейн хочет федерации. В апреле 1938-го добивается немедленной автономии. Чехословацкое правительство не успевает обсудить этих требований, как 9 мая СДП требует референдума о полной независимости Судетской области. Из-за своих протестов и беспорядков судетские немцы становятся источником постоянного напряжения в до тех пор абсолютно спокойной Чехословакии.

— Миллионы немцев испытывают страшные притеснения и муки, — заявляет фюрер. — Мы должны защитить соотечественников, которые живут вдоль наших границ и не могут отстоять свою свободу.

Однако нападать на Чехословакию не спешит: эта страна имеет соглашение с Францией и СССР, которые в случае агрессии должны выступить на ее защиту. Если же в войну вступала Франция, то, согласно союзническому договору, то же должна была сделать Великобритания. Но рейхсканцлер Адольф Гитлер решил обыграть всех.

— Мы должны пройти над пропастью по лезвию ножа, — говорит 28 мая 1938-го на совещании руководства вермахта. — Я приказываю готовить операцию по захвату Чехословакии.

Сначала 11 пехотных и четыре бронетанковых дивизии сосредоточивают в районе Судет. Президент Чехословакии Эдвард Бенеш отдает приказ о частичной мобилизации. В Праге знают, что взять штурмом горную и надежно укрепленную Судетскую область будет непросто. Их армия хорошо вооружена и вышколена. На заводах концерна "Шкода" производят больше танков, чем во всей Великобритании. Готовятся к войне и французы. Немецкому послу в Париже французский премьер Эдуард Деладье показывает приказ об общей мобилизации.

— От ваших действий зависит, подпишу я его или нет.

— Правительство Его величества тоже не останется в стороне, — говорит британский посол в Берлине.

Слухи о скорой войне вызывают мировой кризис. Гитлер изображает возмущенного.

— На самом деле он и не думал нападать на Чехословакию, — говорят его спикеры. — Но после такой провокации европейской прессы фюрер настроен решить проблему силой оружия.

Гитлер в действительности блефует. Верит, что Франция и Великобритания, где премьером на то время был 69-летний Невилл Чемберлен, даже мысли не допускают о новой мировой бойне.

— Пока эти ослы Чемберлен и Деладье при власти — войны не будет, — успокаивает фюрер генералов.

Немцы усиливают античешские провокации. В городе Эгер, что в чешских Судетах, 10 тыс. демонстрантов требуют немедленного присоединения к Германии, вывешивают нацистские флаги и объявляют забастовку. Чешская полиция открывает огонь. Убили 21 немца. Генлейн убегает в Германию.

— Пусть немцы знают, что они не беззащитны, — заявляет Гитлер. — Мы сожалеем, что придется испортить отношения с европейскими государствами, но это не наша вина.

В Европе паника. Первый не выдерживает французский премьер. Он звонит своему британскому коллеге и просит остановить войну любой ценой. Чемберлен впервые в жизни садится в самолет и отправляется на встречу с Гитлером. Высокий худой аристократ, Невилл был больше похож на директора школы. Несколько часов он выслушивает бесконечный словесный поток от немецкого канцлера. Тот вопит о праве немцев на самоопределение и требует отдать ему Судеты.

— Иначе я сотру Чехословакию с лица земли! — угрожает.

Чемберлен возвращается в Лондон. Его пугают рассказы британского посла в Берлине о "безумии Гитлера", о том, что он действительно начнет войну. Адъютант фюрера по секрету поделился с послом — канцлер подвержен внезапным приступам ярости. Во время их якобы качается по полу и грызет ковры. Почти в то же время английская разведка сообщает о значительном преимуществе немцев в воздухе. Наконец Чемберлен заявляет, что не понимает, почему англичане должны погибать за интересы чужих людей в чужой стране. После дискуссий правительства Великобритании и Франции решают согласиться на требования Германии. Английский и французский послы в Праге сообщают чехословацкому президенту, что его войска должны оставить часть Судет. Остальной территории страны союзники гарантируют безопасность. Бенеш не согласен:

— Нас отдают на уничтожение агрессору, а гарантии безопасности — никудышная бумажка. Это приведет к полной оккупации.

Союзники давят на Бенеша. 20 сентября в два часа ночи послы заявили президенту:

— Если вы отвергаете наше предложение, мы отказываемся от своих гарантий.

Чехословацкое правительство от безысходности соглашается с условиями. Английский премьер опять летит к Гитлеру. Усевшись на диване, он сообщает фюреру, как выполнил все его требования.

— Прошу прощения, господин Чемберлен, но меня такое решение не устраивает, — отвечает рейхсканцлер. — Я хочу получить не часть Судет, а всю область, и немедленно.

Возмущенный Чемберлен возвращается в Лондон. Англия и Франция рьяно готовятся к войне. Но неожиданно из Берлина поступает депеша. Гитлер приглашает Чемберлена и Деладье на встречу в Мюнхен. Роль посредника берет на себя итальянский премьер Бенито Муссолини. В Мюнхене британский и французский делегаты почти не оказывали Гитлеру сопротивления: дали согласие на оккупацию Судет.

1 октября немцы туда вошли. Но это было только начало. В феврале 1939-го Гитлер дает указание министру пропаганды Геббельсу развернуть новую кампанию против чешского правительства. Теперь из Берлина уже кричат, что чехи притесняют словаков. Те начинают беспорядки. А 13 марта автономное правительство Словакии объявляет свою независимость и приглашает к себе немецкие войска. Гитлер выдвигает новому президенту Чехословакии Эмилю Гахе ультиматум: тот должен согласиться на оккупацию остального государства. Гаха едет поездом в Берлин в надежде спасти страну от нападения. 14 марта он 2 часа ожидает в Берлине аудиенции с Гитлером. Тот смотрит кинофильм.

Фюрер принял его в час ночи и заявил, что отдал приказ атаковать чехословацкую армию. Гаха потерял сознание. Позвали врача. Тот сделал укол. Президент пришел в сознание. Риббентроп и Геринг все время подсовывают ему бумагу и ручку, требуют подписать капитуляцию. Гаха упирается. Только в четыре утра дрожащими руками подписывает короткое официальное коммюнике. В нем вверяет судьбу своей страны Гитлеру. Чехи сдаются без борьбы. Гарнизоны капитулируют. Их вооружение забирают части вермахта. Чехия становится протекторатом Третьего рейха.

На следующий день Адольф Гитлер поехал в Прагу. Остановился в президентском дворце. Посланец побежал в магазин и вернулся с ветчиной, хлебом, сыром, фруктами и бутылкой пильзенского.

— Я впервые в жизни увидел, как фюрер пьет пиво, — вспоминал Геринг.

Гитлеру сообщили, что Англия и Франция не объявили мобилизацию.

— Я предвидел это, — улыбнулся он.

3 300 000 немцев жило в Судетский области до начала Второй мировой войны, по приблизительным подсчетам. После капитуляции Германии судетских немцев принудительно выселили из Чехословакии. В пути погибло 18 тыс. человек. Их убивали, морили голодом. 3411 человек покончили с собой. Из когда-то трехмиллионного немецкого меньшинства в Чехословакии осталось едва ли 40 тыс.

Сейчас вы читаете новость «"Я впервые в жизни увидел, как фюрер пьет пиво"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть