Ексклюзивы
пятница, 13 января 2017 17:05

"Если на керсетке было меньше 5 складок, то на девушку никто даже не смотрел" - Руслан Павлюк
8

Автор: Сергей Старостенко
 

- На протяжении веков крестьянская мода в одежде на моду города почти не влияла. Зато много фасонов и кроев заимствовало из города село. В свою очередь украинский город беспокоили влияния зарубежной моды, - рассказывает этнограф Руслан Павлюк, который создал мастерскую "Шляхетний одяг". Майстерская уже десять лет шьет достоверные реплики старинной одежды украинской знати.

- Шляхтич щляхтичу из разных стран был ближе, чем мещанин шляхтичу из одного города. Украинская шляхта часто заимствовала благородную одежду, крои верхней одежды из Европы - венгерские, польские. Или с востока - из Турции. В 17-18 веке крои кафтанов нам больше известны из польских швейных книг. На наших просторах не зафиксирован первоисточник этой одежды, и мы можем смело предполагать, что это была заимствованная одежда. Украина входила в состав Речи Посполитой и ориентировалась на королевский двор и все, что спускалось оттуда.

Но потом мы видим почти те же крои уже в крестьянской одежде 19 века - на домотканом сукне.

Элементы исторического костюма знати стилизуете в современной одежде?

- Мы в нашей мастерской стараемся меньше стилизовать. Но иногда объединяем в одном костюме вещи разных регионов. Например, по просьбе заказчицы совместили сорочку с вышивкой из Северной Киевщины и шарафан с Южного Подолья.

Шарафан - от слова "серый". Шарый - серый. С российским сарафаном эта одежда не имеет ничего общего. Шарафан попал в село из города в конце 19-начале 20 века. Хотя были и черные, и темно-синие.

Автор: Сергей Старостенко
 

Серый был самым дешевым?

- Да. А красный цвет всегда считался самым дорогим. Даже сейчас. Посмотрите в магазинах. Красная пальтовая ткань того же производителя будет процентов на 20-30 дороже чем та же ткань другого цвета. Потому что это красная ткань. Интересный цвет, на котором можно заработать. Это просто коммерческие ходовые вещи.

Издавна красный цвет приобретался трудно и был дорогим. В Литовском княжестве в позднем средневековье выходили даже универсалы о запрете использования красного цвета для горожан. Потому что он придавал статус.

Вышивки красным, в таком количестве как сейчас, в то время у крестьян не было. Сейчас старшых чем 19 век образцов вышивки (рубашек) вообще почти не сохранилось. Древняя вышивка была белым по белому или из природных красителей. Например, дубовой коры, которая давала коричневый цвет.

Красный цвет для одежды знати получали из ценного красного жучка, который жил на землянике. Налог со двора был - кружка этого красного жучка, который собирался для окрашивания нитей в красное.

Вообще тема окрашивания нити и ткани в традиционной украинской культуре не раскрыта. Я знаю частичные сведения о покраске кустарным способом в сельской среде 19 века, но до конца не известен механизм работы тех же швейных цехов, которые могли этим заниматься в промышленно-ярмарочных масштабах. Но не все женщины вышивали и ткали: был разделение труда. Лучшие вещи делали способные руки, которые кормились из своей работы или вышивкой - шитьем на на заказ, или покраской домотканой ткани, будничных дерг и оберток, например.

Мещане или зажиточные крестьяне покупали дорогу привозную ткань и нитки. Крестьяне носили одежду бело-серо-буро-черной гаммы, а мещане одевались разноцветно.

Красный цвет носили только богатые мещане - шляхта или купцы. Это была в основном верхняя одежда раннемодерного аремены. Позже вкрапления красной одежды позволяют себе бедные мещане и крестьяне. Праздничные красные плахты на крестьянках мы уже видим на изображениях конца 18 века, а верхнюю одежду красных оттенков - в капиталистическую эпоху, когда легче было купить более дешевую, менее качественную ткань за умеренные средства, чем тратить свое время на сложную работу.

Автор: Сергей Старостенко
 

Чем отличались крои одежды мещан и крестьян?

- Есть изображение польского кафтана с красной ткани: на нем одно плечо просто скроено из кусков красной ткани, тогда как другое плечо целое. У нас бы сейчас эта асимметричная вещь считалась авангардной.

Поскольку ширина домотканого полотна была размером с локоть 40-50 см, то в традиционной одежде больше швов.

Все куски ткани дотачувались, и расход ткани были минимальным. Крестьянская одежда часто имеет прямой крой - рубашки, брюки, сердаки. Это придает одежде монументальную изысканность.

К тому времени как в город пришла чисто европейская одежда - галифе, или хромовые сапоги английского образца - крой мало чем отличался от сельской одежды. Отличались только ткани.

Когда развивается индустрия моды и в город приходят французские и английские журналы моды, создаются платья, рубашки - здесь уже между городом и деревней ложится пропасть. Впоследствии к сельским сорочкам по примеру городских начали притачивать рюши - на рукавах, горловині. К четкой аутентичности это не имеет никакого отношения. Это говорит о заимствовании именно с "барской" одежды.

Молодежь, которая приходит из города с заработков, приносит в села новые крои. Рабочие, которые работали на заводах, принесли в село пролетарскую моду - пиджаки, косоворотки, штаны уже неширокие, костюмы.

Стандартная схема - богатые тянутся за иностранной модой. И так у нас появились пиджаки, жилеты. В середине 18 века эти жилеты носила аристократия, а уже со второй половины 19 века мы видим эти жилеты на крестьянах.

Крестьяне издавна должны были делать одежду для себя самостоятельно - сажать коноплю, лен, ткать, шить и вышивать. Не было другого поставки просто. Это было их состояние. В неурожайные годы люди все свое сукно и полотно сбывали, чтобы прокормиться.

В конце 19 века губернские земства начинают создавать производственные артели вышивальщиц и ткачей. Одежда начали изготавливаться массово.

В урожайные годы, когда появлялась какая-то копейка, крестьяне уже ездили в город и покупали ткань, а не делать ее вручную. Это гораздо проще и быстрее, чем выращивали самому. После этого собственноручно изготовленная одежда даже на селе постепенно уходит.

Автор: Сергей Старостенко
 

Одежда была не только данью моде, но и социальным маркером?

- Признаком кастовости. Мещанка имела статус выше и не смотрела на сельскую моду. Для нее это было "фе". Домотканая сельская ткань и тонкая мануфактурная - это разные статусные вещи. Поэтому перетекание моды снизу наверх было невозможным. Только наоборот. Это сейчас мы носим разную одежду. Для нас сейчас мода - это игра. А в то время это была жизненная необходимость.

Срабатывала психологическая штука - чем длиннее на тебе одежда, чем его больше и чем она ярче - тем больше это говорило о твоей состоятельности. Этнографы пишут, что если на керсетке было менее 5 складок, то на девушку никто и не смотрел. Потому что эти складки означали богатство и достаток ее родителей, пышность приданного.

Есть еще такой эстетический момент: девушка сзади должна была выглядеть пышнее, чем спереди. Это эротично-психологические вещи. Проходя мимо группы парней, девушка опускала глаза и быстро их миновала, чтобы ее не тронули. Зато она знала, что будет, когда ей посмотрят вслед. Расправляла плечи, ставила ногу, делала походку. Поэтому в одежде сзади должно было быть всего пышно-много, чтобы выглядела, как пава. Девушке долго смотрели вслед, потому что она такая красивая сзади. Спереди, в глаза, ей никто этого не скажет, и осматривать слишком придирчиво не посмеет. А вот сзади одежда должна была уже особо играть и делать фигуру.

Автор: Сергей Старостенко
 

Мне неизвестно, чтобы мещанки были одеты в плахты. Они носили юбки. Юбка в крестьянской среде появляется довольно поздно - во второй половине 19 века. Сначала в них красовались молодые девушки, а потом начали и старшие женщины хвататься за моду и стали шить себе юбки, чтобы выглядеть моложавее. Обзавестись юбкой уважительной крестьянке когда-то было - как сейчас пожилой женщине накрасить губы ярко-красной помадой. Но все равно юбка в селах потихоньку вытеснила плахту.

Это совершенно разные силуэты. Если юбка расширяет и прячет талию, то плахта как раз ее подчеркивает и контуризирует. На это обращали внимание даже еще европейские путешественники: их удивляла манера украинских крестьянок одеваться в обтягивающую одежду, так что все прелести женщины было видно. Грудь, бедра - все выступает и просвечивается. Шерстяная ткань плахты на бедрах растягивалась и хорошо их подчеркивала. А стан охватывался широким поясом и хорошо его затягивал. Это было довольно эротично для иностранцев, тогда как в Европе женщины в то время уже ходили в широких юбках.

Керсетка - тоже одежда более поздняя и пришлая. На изображениях конца 18 века мы видим на крестьянки только рубашки. А уже в 19 веке - безрукавки, кофты (пальто) - изысканный богатый костюм.

В крестьянской среде никогда не шились платья. Их значительно позже позаимствовали у горожан. Крестьяне шили одежду из грубой домотканной ткани и часто сшивали рубашки из простых прямоугольников ткани. А платье имело уже сложный крой - это был пошив "Верки-модистки", или, как Островский писал, "жид в Полтаве пошил". Четко городские вещи.

Сапоги до конца 19 века зачастую на имеют разницы правого и левого. Каждый сапог можно было надевать на другую ногу. Таким образом обувь изнашивалась равномерно по всей подошве и дольше служила, чем нынешняя. Это был экономический момент, потому что сапоги были дорогими. Большинство сапог с поля Брестской битвы, например, также были без разницы левого-правого.

Автор: Сергей Старостенко
 

Сапоги шились из прочной кожи. Есть сапоги "чернобрывцы" - их шили из разных видов кожи. Носак сапога шили из качественной кожи, потому что она дольше изнашивалась, а халявы делали уже с тонкой кожи и другого цвета. Такой сапог появился в среде шляхты во второй половине 18 века. Но в этнографии этот сапог задержался достаточно долго почти по всей территории Украины. Халявы старых сапог могли перешивать на детскую обувь. Их носили и в городах, и в селах.

А еще в городах были и туфли, и ботинки, и хромовые сапоги с качественной кожи.

Раньше состоятельные мужчины-мещане не стеснялись носить яркую одежду?

- Носили ее охотно. Сейчас появляется унификация одежды - особенно в городе. Для того, чтобы уравнивать те же экономические переговоры. Сидят двое почти одинаковых людей в одинаковых пиджаках и между собой разговаривают.

Стоит ли носить старинную одежду?

- Считаю это моветоном. Это музейные вещи. Им место только в музее. Я не вижу проблемы одеть на службу в церковь старую одежду, если она в хорошем состоянии. Но когда человек идет с 7 Айфоном в руке и в старом заношенной изъеденной мышами одежде - это вульгарно. Где-то ее поели, где-то подлатали, где-то она вылиняла. Этнография - это традиционный секонд-хенд.

Будьте добры, шейте себе новое, вышивайте. Человек позволяет себе купить за большие деньги модное устройство, а несколько тысяч гривен на качественную традиционную, красивую, но новую одежду выложить не хочет.

Тем более - если вы одеваете рубашки начала 20 века так называемой брокаровской вышивкой, то знайте, что в принципе вы носите аутентичный Китай. Все те розочки-лилеечкы - это визуальная эстетика, не больше. Древней истории там нет.

Старую одежду сшивали вручную грубой нитью. Если бы мы сейчас так сшивали, ее бы никто не носил. Это довольно грубая работа. Тем более одежда должна была быть ноской. Поэтому на старой одежде нить такая, что сейчас обувь ней сшивают - дратва. Хотя одежда стоячая дает красивый силуэт и делает фигуру графичной.

Действительно коллекционных ценных старых вещей осталось разве сотня. В таком случае носить их, как и остальные менее ценные артефакты, - это уничтожать остатки материальной культуры. Эти вещи не прочные - и сама вышивка, и те же плахты. Пару раз на бедра ее натянешь - и нить разлезется, потому что ей больше ста лет и ее постоянно юзали. Люди, надевая старинную одежду, просто разрушают ее.

Автор: Сергей Старостенко
 

Лучше потратить полгода своего времени - постепенно собрать себе строй. Это не такая уж затратная штука. Но нам легче посидеть в кафешке 3 часа, в фейсбуке четыре-пять, а не потратить их на формирование своей одежды.

Когда мы начали десять лет назад шить достоверные реплики старинной одежды украинской знати, увидели, что историческая одежда может быть современной и интересной. При этом она не сценическая.

Но бизнес-проект он не получился. Ибо эта одежда никому не нужна. Еще не родились те украинцы, которые могли бы вкладывать в эту одежду деньги. Держимся на плаву только благодаря заказчикам. Но поставить эту одежду на поток не можем, потому что это все убыточные вещи.

Полный строй обходится в 20 и более тысяч гривен.

Кто ваши заказчики?

- Это люди часто даже с первым российским в ​​голове. Но у них есть ощущение национально-культурной принадлежности. Больше даже культурной, чем национальные. Потому что мы шили в Россию много тоже. Убеждал одну молодую россиянку не шить ей украинскую одежду. Хотел сшить ей хороший российский традиционный костюм. Но чего-то человек не захотел. Возможно, потому что это был 2014 год.

Мы наш проект основывали с целью шить статусные вещи для состоятельных людей. У нас есть 450 народных депутатов. На подъеме патриотическом на эту одежду должен был быть спрос. Но что получилось в итоге? Депутат покупает рубашку на Андреевском спуске, и ему этого достаточно.

Знаю из первоисточников, что куча политиков вышиванку надевают только чтобы сделать интервью на пятнадцать минут. Потом сразу снимает. Ему даже неприятно ее носить.

Автор: Сергей Старостенко
 

Не надо в "жупанах" ходить в Верховную Раду. Но ведь есть еще приемы, культурные мероприятия. В Германии чиновники приходят на открытие какой-то этнографической выставки в традиционной одежде - в шортиках (ледерхозе) и гетрах. А наши - в синих костюмах.

Поэтому пока что мы пошили одежду только для двух депутатов. Для Михаила Гаврилюка сделали пиджак на основе жупана. Он имел широкий так называемый польский рукав. Была задача сделать интересный исторический лик и сохранить солидность традиционного пиджака.

Шили юбку (разновидность женской свиты - gazeta.ua) с Полтавщины для Надежды Савченко, когда она была еще в тюрьме. Было ожидание, что ее должны были перед новым годом выпустить. Тогда думали - в юпке она выйдет из тюрьмы как победитель. Недавно она надела ту юбку с шапкой, которую ей подарили хлопцы на Хортице. Оделась четко под свой характер. Она реально атаман Маруся. Мы видим кучу фотографий 20-х годов прошлого века, где женщины одеваются в мужской образ. Она попала в себя полностью. И нормальная эклектика получилась.

Больше депутаты у нас не появлялись. Были жены депутатов. Им шили стилизированную больше одежду, чем реконструкции. Но у них другой подход: "Мы о вас никому не скажем, чтобы только у нас такое было".

Как-то забежала актриса Наталья Сумская, купила черниговскую юбку с нагрудником. Потом еще несколько раз приходили женщины, говорили: "Мы видели на ней, хотели бы такое же".

Приходят много непубличных людей среднего достатка, которым это интересно иметь в гардеробе.

Сейчас вы читаете новость «"Если на керсетке было меньше 5 складок, то на девушку никто даже не смотрел" - Руслан Павлюк». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть