Ексклюзивы
понедельник, 20 октября 2014 11:40

Финансовая пирамида от кМММда

 

Столичная власть уже не первый год наращивает городской долг по принципу "финансовой пирамиды" - заимствуя новые средства для погашения обязательств по старым займам под все более высокие проценты, доведя его до 12 миллиардов. В воздухе пахнет дефолтом.

Чтобы финансовая пропасть под столицей не разверзлась, 8 октября Кабмин оперативно заплатил по киевским долгам 1,125 млрд гривен. Еще 1,5 млрд гривен необходимо выплатить столичным кредиторам 20 октября, 3 и 17 ноября.

Учитывая актуальность долгового вопроса, потребность киевлян знать о мерах, предпринятых городской властью для решения проблемы, общественной организацией "Публичный аудит"  было проведено детальное исследование, в результате которого установлено, что и в 2014 году градоначальники продолжили преступную практику своих предшественников, дополнительные расходы от реализации которой составляют 1,7 млрд грн. Это путь, ведущий в пропасть.

Структура местного долга

Руководствуясь Бюджетным кодексом, Киеврада установила предельный размер долга города по состоянию на 31.12.2014 года в пределах 10,031 млрд гривен. Однако уже по состоянию на 1 октября он фактически превышает 12 млрд гривен.

Его структура состоит из заимствований внутренних на общую сумму 5,4 млрд грн и внешних на общую сумму почти 7,13 млрд грн (550 млн $, по курсу НБУ на 01.10.2014 - 1295 грн за 100 долл. США). Кроме того, есть еще гарантированный долг – горадминистрация выступила гарантом по кредитным договорам коммунальных предприятий "Киевпастранс", "Киевавтодор", "Киевметрополитен" и "Группа внедрения проекта по энергосбережению в административных и общественных зданиях города Киева". Тут к оплате надлежит 1,96 млрд грн (120 млн евро, по курсу НБУ на 01.10.2014 - 1630.1551 грн за 100 евро).

 

Кому же и сколько должна столица по состоянию на 01.10.2014? Информация находится в открытом доступе:

- 300 млн долл. США (3,886 млрд грн.), кредитор Kiev Finance PLC (Великобритания), процентная ставка 9,375% годовых в долл. США, срок погашения 2016 год;

- 250 млн долл. США (3,228 млрд грн.), кредитор Банк Credit Suisse International (Великобритания), процентная ставка 8% годовых в долл. США, срок погашения 2015 год;

- 3,5 млрд грн облигациями внутреннего местного займа (серии B,C,D,F,E), процентная ставка 15,2% годовых в гривне, срок погашения (B,C,D,E) 2014-й и (F) 2015 годы;

- 1,915 млрд грн облигациями внутреннего местного займа (серия G), процентная ставка 15,2% годовых в гривне, срок погашения 2015 год.

Погашать эти долги столица должна была в течение 2014-2016 годов по такому графику: в 2014 году – 2,625 млрд грн, в 2015-м – 6,029 миллиарда, в 2016-м – 3,886 миллиарда.
Реально ли выполнить этот план, покажет время. По прогнозам аналитиков из ОО "Публичный аудит" столица не в состоянии самостоятельно рассчитаться с долгами без принятия серии радикальных мероприятий в самые сжатые сроки. Ведь только за последние два года размер местного долга превысил половину годового бюджета, достигнув отметки в 62% всех поступлений города за год.

 

Как Киев "погашает" долги

Без кавычек не обойтись, ибо Киеврада последнего VII созыва вместо поиска эффективных методов по реальному наполнению городского бюджета с целью уменьшения долговых обязательств, воспользовалась уже показавшим свою "эффективность" и хорошо проверенным предыдущими созывами способом "финансовой пирамиды" - рассчитываться со старыми долгами за счет новых.

Депутаты в конце июня приняли решение осуществить внутренний заем в форме выпуска облигаций местных займов в сумме 2,625 млрд грн с целью рефинансирования местного долга (по облигациям серий B,C,D,E). То есть, чтобы погасить уже существующий долг, названную сумму решили одолжить снова, выпустив новую серию облигаций со сроком погашения до 3-х лет и процентной ставкой 15,2% годовых. Таким образом, мы, жители столицы, получим дополнительные расходы в 1,197 млрд грн!

Еще один способ разделаться с долгом – реструктуризация. Т.е. вместо того, чтобы искать возможности заработать и вернуть миллиарды, местные депутаты своим решением от 18 сентября 2014 года продлили срок погашения долга на 360 дней (облигации серий B, C, D, E, F). Депутаты так старались, что не обратили внимания на то, что облигации внутреннего местного займа серии F на сумму 875 млн грн подлежат погашению аж в IV квартале 2015 года, т.е. необходимости в продлении срока их погашения не было.

Выходит, вместо реструктуризации долга в 2,625 млрд грн, решено реструктуризировать долг в 3,5 млрд гривен.

К тому же решение Киеврады, по мнению специалистов ОО "Публичный аудит", выглядит не вполне законным, поскольку для решения о реструктуризации долговых обязательств по заимствованиям, осуществленным с помощью выпуска облигаций, требуется письменное согласие владельцев облигаций. Но о таковом ни слова ни в тексте решения Киеврады, ни в тексте пояснительной записки к нему.

Тут следует вспомнить знаменитую историю Одессы 1998 года, когда владельцы облигаций, не согласившись на предложение реструктуризации долга, обратились в суд с целью принудительного взыскания основной суммы долга, а также выплаты процентов по облигациям с учетом инфляции. Урегулирование вопроса вылилось в значительные затраты для бюджета Одессы. Вот и бюджету Киева грозит подобная встряска из-за невзвешенной, нерациональной и безответственной финансовой политики органа местного самоуправления.

Что делать?

Бесконечно продолжать реструктуризацию, продление сроков платежей, выпуски новых займов? Садится на шею госбюджету? Как избежать позора и дефолта, угроза которого лишь отстрочена, знают активисты "Публичного аудита". Их рекомендации городскому руководству лаконичны и главное – выполнимы!

Необходимо безотлагательно реализовать анонсированные 17 сентября 2014 года меры по официальному оформлению земельных участков в городе, в результате чего дополнительные ежегодные поступления в горбюджет составят 5 млрд гривен. Также следует упорядочить размещение МАФов, потери бюджета от незаконного размещения которых составляют сотни миллионов.

Кроме этого нужно внести изменения в решение Киеврады № 148/148 от 18.09.2014, исключив из него облигации серии B (как погашенные) и облигации серии F (как такие, что не подлежат погашению в 2014 году), зарегистрировать реструктуризацию в соответствии с требованиями Положения о порядке осуществления эмиссии облигаций внутренних местных займов и их обращения (Решение Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 29.04.2014 № 578), а решение Киеврады от 31.06.2014 № 34/34 "Об осуществлении в 2014 году заимствования в бюджет города Киева" следует отменить.

И, также городской власти стоит обратить внимание на рекомендации, которые ОО "Публичный аудит" уже давал в своих исследованиях. Речь о наведении порядка в деятельности КП "Киевский метрополитен", КП "Киевтранспарксервис", а также об оптимизации служебных помещения КГГА. Это ни много ни мало 365 млн гривен ежегодно от парковок и 500 млн гривен от реализации освободившихся площадей.

Для справки. История возникновения киевских долгов
1995 год. Первый заем на сумму 51,32 млрд грн Киев взял на основании решения Киевского городского совета народных депутатов от 23.05.1995. Это была эмиссия облигаций внутреннего местного займа ради получения средств для строительства жилья и развития метрополитена.

2000 год. Для реализации проекта энергосбережения в административных и общественных зданиях Киева, МБРР предоставил Киеву льготный кредит в сумме 18,29 млн долл. США под 1% годовых на условиях 12-летнего срока погашения, включая шестилетний льготный период.

2002-2003 годы. Решением Киеврады от 28.12.2002 путем эмиссии облигаций внутреннего местного займа (серии А) на сумму 100 млн грн со сроком погашения до 25.11.2008 года. В 2003-м Киев получил кредит на 150 млн долл. США сроком на пять лет под 8,75 % годовых от немецкого банка "Дрезднер Банк Акциенгезельшафт". В ноябре того же года в банке "Хрещатик" взяты в долг 150 млн грн под 14% годовых до 2008 года. Все средства брались для строительства завода по переработке мусора, новых линий метро, канализации, реконструкции культурных центров, линии скоростного трамвая и международного аэропорта Жуляны.

2004 год. Киеврада стала заемщиком кредита на сумму 200 млн долл. США на 7 лет, кредитор – немецкий банк "Байерише Хіпо-унд Ферайнсбанк АГ", привлеченные средства направлены на строительство Подольского мостового перехода, кардиологического центра, создание новой технологии сортировки, брикетирования и переработки бытового мусора и промышленных отходов.

2005 год. В бюджет развития Киева осуществлено внешнее заимствование на сумму 250 млн долл. США с процентной ставкой 8% годовых путем заключения кредитного соглашения. Кредит финансируется за счет выпуска иностранным кредитором от имени заемщика ценных бумаг на международных рынках капитала со сроком погашения 06.11.2015. Кредитор – британский банк "Кредит Свисс Фьорст Бостон Интернешнл". Проценты в сумме 10 млн долл. США выплачиваются дважды в год – 8 мая и 8 ноября. Средства использованы на реализацию проектов капстроительства, в частности, возведение Подольско-Воскресенского мостового перехода (объем и эффективность расходов на строительство мостового перехода требует отдельного исследования).

2007 год. Киев снова вышел на международный рынок ссудного капитала, осуществив новую муниципальную ссуду на рынке еврооблигаций в размере 250 млн долл. США по кредитному соглашению с банком CREDIT SUISSE INTERNATIONAL под 8,25% годовых со сроком погашения до 26.11.2012 года, цели заимствования все те же: мост, метро и канализация.

2009 год. В течение этого года в бюджет города привлечены кредитные средства в сумме 1,2 млрд грн от ПАО "КБ "Хрещатик" (450 млн грн до 11.02.2013 года) и ОАО "Альфа-Банк" (750 млн грн до 18.07.2012 года). В 2012 году Киеврада продлила срок погашения кредита до 01.12.2015, с процентной ставкой 22% годовых. Средства приобретались с целью возмещения разницы в тарифах на тепловую энергию Акционерной энергоснабжающей компании "Киевэнерго".

2011 год. В бюджет города осуществлено внешнее заимствование на сумму 300 млн долл. США со сроком погашения до 11 июля 2016. Кредитор - Kiev Finance PLC (Великобритания), процентная ставка 9,375% годовых. Средства были использованы для выплаты 200 млн долл. США, одолженных в 2004 году, остаток в 100 млн долл. США – для реализации проектов капитального строительства.

2012 год. В течение этого года, по решениям Киеврады, выпущено 6 серий (B,C,D,F,E и G) облигаций внутренней местной ссуды с процентной ставкой 15,2% годовых в гривне на общую сумму 5,415 млрд грн. Средства привлечены с целью исполнения обязательств по договору об осуществлении заимствования в бюджет развития горбюджета по кредитному соглашению между Киеврадой и банком CREDIT SUISSE INTERNATIONAL от 20.11.2007 года, погашения задолженности перед НАК "Нафтогаз Украины" за потребленный природный газ, развития дорожно-транспортной инфраструктуры и улучшения транспортного обеспечения, строительства объектов водопроводно-канализационного хозяйства, развития топливно-энергетического комплекса, выполнения работ по капремонту жилого фонда.

Сейчас вы читаете новость «Финансовая пирамида от кМММда». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 8642
Голосование На какую помощь от Европы и мира Украине следует рассчитывать после войны?
  • Польша обещает "план Маршалла" – большую программу финансовой поддержки
  • Списание всех долгов по внешним кредитам
  • Все средства от конфискации имущества и ресурсов РФ в мире
  • Помощи не будет. Ограничатся поддержкой беженцев
  • Мне безразлично
Просмотреть