Ексклюзивы
четверг, 16 апреля 2015 18:57

"Впереди у нас несколько лет военных романов" - Оксана Форостина

"Впереди у нас несколько лет военных романов" - Оксана Форостина
Фото: Сергей Старостенко

Писательница Оксана Форостина считает, что в литературе события, которые происходят сейчас в Украине, будут осмыслены не раньше, чем лет через 10. К тому времени литература будет репортажной, фиксировать факты и события, которые быстро меняются.

- Романы пишутся с определенной дистанции. Юрий Андрухович описал перестройку 80-х в романе "Перверзия", который вышел в 1997. О 2000-ных сейчас пишет много Жадан. Для того, чтобы написать про современную Украину, нужна дистанция в несколько лет.


- Война - гораздо большее потрясение, чем события предыдущих нескольких десятилетий.

- Поэтому переосмысление будет даже дольше. Все же это большая травма, впереди у нас, очевидно, несколько лет военных романов, "украинских Ремарков", условно говоря: репортажной прозы, беллетристики, документалистики, которая будет связана с войной. Нужны несколько лет живого воспроизведения по следам. А вот полноценное осмысление - это перспектива продолжительностью не менее чем лет в 10.

- Может ли массовое искусство объединить восток и центр Украины?

Не скажу, что майданное искусство было только народным. Оно было разное. В конце концов, на Майдане были две сцены - большая и маленькая. Но именно массовое искусство понятно всем. Майданный жаргон был преимущественно голливудского происхождения. Мы же даже между собой общались на языке фэнтези:" беркут" называли орками, употребляли мемы из "Звездных войн": "Переходи на светлую сторону силы, у нас чай и печеньки". Люди выбирали язык, который является нейтральным и политкорректным. Потому что "Звездные войны" для всех "Звездные войны", благодаря этому сложные вещи, связанные с нашей запутанной ситуацией в Украине, легко было объяснять и иностранцам. Потому что для них это вообще был космос. Они не понимали, почему у нас такая ситуация с милицией. Все эти вещи надо было объяснять. И в этой ситуации обращение к языку поп-культуры помогало сложные локальные вещи объяснить глобальному миру. Массовая культура свою роль сыграла. Помогла показать мировые изменения. которые с нами происходили.

- Какие изменения произошли лично с вами?

Могу точно сказать, что я избавилась от нескольких людей, к сожалению, многие очень разочаровали. Я, возможно, стала более непримиримая. Научилась легко прекращать общение с людьми. с которыми расхожусь во взглядах. Если быть до конца честной, надо не просто прерывать связи с человеком, а отказываться от тех хороших воспоминаний, которые у тебя были. Это фактически перезагрузка своей идентичности, потому что все же наш опыт нас формирует. Если от какой-то части опыта приходится отказываться, то это означает, что ты будто себя лепишь заново. С другой стороны, были противоположные вещи: люди, которых я раньше не разглядела, недооценила, показали себя героями на самом деле. Для меня эти месяцы были месяцами стыда за свою былую недальновидность.

Питер Померанцев в своей книге "Ничто не истина и все возможно" пишет о феномене пустоты, который часто присущ людям в имперских условиях. Они принимают и выражают те мысли. которые им навязывают извне - лишь потому, что не имеют собственной точки зрения, носят в себе пустоту. Это типичная ситуация нынешней России. Украинцы от такого вида пустоты застрахованы. потому что имеют внутреннюю сопротивляемость.

Однако сейчас мы имеем дело с пустотой другого типа - той, которая образовалась вследствие больших потрясений - все обнулилось, старая система рухнула, новой еще нет. Время Майдана и после Майдана для меня лично было временем заполнения заново этой пустоты. Я не могу сказать, что это самая приятная вещь. Это дискомфорт: надо расставлять все приоритеты и ценности в голове заново - а это энергозатратно.

Сейчас вы читаете новость «"Впереди у нас несколько лет военных романов" - Оксана Форостина». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи