Ексклюзивы
четверг, 09 апреля 2015 18:38

"Обошла почти весь Донбасс - ваты не встретила нигде" - Оксана Левкова

"Обошла почти весь Донбасс - ваты не встретила нигде" - Оксана Левкова
Фото: Сергей Старостенко

Лидер общественного движения "Не будь равнодушным!" Оксана Левкова со своей общественной инициативе побывала в 3 тысячах школ Донбасса, пообщалась с сотнями учителей и бойцов на передовой. Говорит - "ватного" сознания у людей нет.

- Прошедшие 9 лет мы работали исключительно с молодежью. У молодежи нет совковых стереотипов. Ей не надо помогать освобождаться от постколониального сознания. А теперь видим - спрос на идентичность сейчас, когда идет война, растет не только у молодежи. И на войну идут не только 20-тилетние, а и люди постарше, с уже сложившимся мировоззрением и опытом. Хотя у каждого он свой. И не всегда историческими знаниями сформирован.

Кто эти люди, которые сейчас воюют на передовой?


Много ребят с западной Украины идут в АТО, потому что такая позиция отца, который говорит, что "почетно умереть за Украину". Кого насильно призвали. Повестка пришла, он говорит: "Я что, ботан? Нет, я мужик", - и идет на войну. Есть такие ребята, которых я называю вечными бурлаками. Казак Гаврилюк из их числа. Оставил хозяйство и погнал на Майдан. Человек ищет себя. Люди, которые идут из чистого патриотизма, разные - от 20-летних филологов до афганцев за 60. Дмитрий Ярош - дипломированный филолог. Даже не математик и не физкультурник. Он правильные книжки читал, я просто уверена.

Что в украинцах осталось недолеченным после Союза? От какого наследства мы еще не избавились?

Безынициативность. Во всех абсолютно видах культуры и гуманитаристики есть чем наполнять наш куцый кругозор, который был выхолощен во время советской власти. Работать надо на уровне информации. Какую сферу не возьми. Скульптора Александра Архипенко знает весь мир, только не украинцы. Мы не знаем о своих звезд за рубежом.

Как заполнять эти ниши?

Как показывает мой скромный 9-тилетний опыт, самое эффективное - это когда есть движение сверху вниз, то есть когда власть диктует политику на местах, и второй вектор - движение снизу вверх: общественные активисты и народ давят на власть. У нас почему-то давление только снизу вверх идет. Майдан - доказательство. И война тоже. Все держится на волонтерах. Я знаю лишь нескольких людей, которые целенаправленно занимаются книгораспостранением: Влад Куценко - руководитель военно-исторического клуба "Повстанец". Я его привожу в Славянский педуниверситет, с нашим фильмом "Холодный Яр". Общаемся со студентами, будущими историками, показываем им фильм, потом оказывается, что они не читали того, не читали сего. Влад говорит: "А я вам пришлю книги. Вы их почитайте, и я проверю, как вы их прочитали". Я точно знаю, что он проверит. Знаю пани из соцсетей, которая уже 20 лет возит на Восток книги.

Лариса Ившина, редактор газеты "День", тоже системно этим занимается. Историк Юрий Митрофаненко также.

Очевидно легче распространять массовую культуру, потому что она понятна большинству.


Однозначно. Только так ее воспримут массы. Открытки, комиксы, рэп-оранжировки. Клиповое сознание - это признак нашего времени. Культура должна быть такой, чтобы ее могли потреблять массы. Раньше только попробуй Шевченко начитать в виде рэпа - все начинали седеть. Меня всегда массовая культура будет больше интересовать, чем элитарная. Комиксы лучше, чем фолианты, попса и рок для распространения интереснее, чем опера.

Массовая культура у нас преимущественно русская.

Девушка-рекламистка из крутого киевского рекламного агентства, где мы заказывали промо-ролик, удивлялась: "Я не знала, что на украинском можно говорит о "секс, драгс и рок-н-ролл". У нас в Запорожье только академические вещи на украинском были. А все остальное, жизненное, на русском, вы же понимаете".

Пока появится спрос на высокую литературу, должен появиться спрос на массовую. На Одещине и Кировоградщині пока еще не всегда могут понять Забужко: "Мы все понимаем. Но почему она так сложно пишет? Она что, не хочет, чтобы украинская культура к нам в удобоваримом виде попала? Вы ей как-то скажите, намекните".

Понятно, что не Забужко должна писать проще, люди просто должны иметь достаточный выбор более простого, но не менее интересного и качественного украинского продукта.

Вы не сталкивались с сопротивлением местных властей к украинизации на востоке?

Честно - не было. Местным властям наша деятельность не казалась угрозой. Один лишь раз в Кировограде в 2007 мене вызвали в мэрию объяснить, почему мы проводим украинский рок-концерт. Мы просто имели деньги, чтобы проплатить концертным залам. А концертные залы разве откажутся от денег?

Но во власти всегда была инертность. Минкульт у нас годами не развивал рыночных механизмов продвижения культуры на восток. Поэтому у нас не было выработано иммунитета против российской пропаганды: в Макеевке, так же как в Горловке и Краматорске. Сейчас Макеевка и Горловка - это одна часть карты, а Краматорск, Славянск, Дружковка - другая. Я между ними большой разницы не вижу. Несколько лет, когда наша общественная организация ездила по этим городам, - я неукраиноориентованных людей не видела в принципе. Я их не вижу и сейчас.

Ни в одном городе на Востоке ваты я не видела. Дружковка - маленький городок, где сплоченная проукраинская община. Русскоязычных и российскоориентированных общественных активистов у них нет. Не знаю, почему те немногие, которые были, сделались такими выпуклыми? Почему мы им дали проявиться, почему мы не присадили их еще на корню, еще 10-20 лет назад? Это наш недосмотр. Ибо именно они и стали сепаратистами и ватой. Но лично я с такими так и не сталкивалась.

Как сейчас финансируется культура?

Я являюсь членом Общественного совета при Минкульте. Была на заседаниях, организованных министром культуры 2 месяца назад. Основной тезис у министра Вячеслава Кириленко такой, что все деньги, которые государство выделило на культуру, должны идти или развлекательные, или поддерживающие форматы для воинов АТО. Именно на Донбасс и прифронтовые территории - Харьковщину и Днепропетровщину - надо сейчас ехать. К примеру, конкретно нашей организации Общественный совет позволил взять 10 тысяч гривен на то, чтобы наши историки с фильмом "Холодный яр" поехали на Донбасс, мы выбили это право.

Мизер.

Мы и за это благодарны государству. Сейчас и Симфонический оркестр, и другие организации просят у общественного совета частичку денег, чтобы поехать на Донбасс. А общественный совет рассматривает - кому дать, а кому не дать. Кому - приоритетнее. Во время войны культура финансируется мало. Все идет на вооружение и медикаменты.

В то же время у нас в стране бизнес и политика очень сросшиеся. Я лично знаю депутатов, которые получали на украинскую дело большие деньги, но не пустили их никуда. На Кипре и в Украине особняки себе построили.

Сейчас вы читаете новость «"Обошла почти весь Донбасс - ваты не встретила нигде" - Оксана Левкова». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

9

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи