Ексклюзивы
понедельник, 08 апреля 2013 13:48

"Мой фильм - нормальная каннская спецпрограмма" - Александр Шапиро о ленте "Последний день Евро"

 

7 апреля, в рамках кинофестиваля независимого украинского артхауса "Восстание собак" режиссер Александр Шапиро представил свой новый фильм "Последний день Евро".
Фильм сняли за день - один день жизни главного героя Яши. Перед началом фильма Яша обращается к зрителям: "Понравится - я буду доволен. Все, целую".

Первые кадры фильма - Яша просыпается и, повернувшись в камеру своими голубыми семейками, на которых коричневое пятно, застилает постель. Яша готовит крепкий кофе, рассказывает о Полине, выходит на улицу и спрашивает у мужчины, что копается в помойке: "А что вы там ищите?"

Яша ходит по городу, курит, пьет кофе, вспоминает о пребывании в психушке: "Какая-то женщина спросила меня про оранжевую революцию, я ответил ей какую-то херню, а через полчаса меня забрали". Опять курит, делится впечатлениями о Евро и заигрывает с девушкой - волонтером.

Режисер отметил, что почти все диалоги с другими людьми в фильм не вошли, ведь это не нужно, вот он, Яша, герой фильма. "Там была еще одна девушка. Я подошел спросил: "Девушка, вам зять не нужен? Она так посмотрела на меня и убежала. Вот это я помню", - добавляет Яша.

"В первую очередь это кино обусловлено любовью к другому человеку. Не надо быть в иллюзии, что мы проникнем в душу друг друга. Идея в том, чтобы уловить прессинг каждого дня нашей жизни. Когда я размышляю о Яше, я думаю об одиночестве человека в этом мире. Это важное одиночество, одиночество размышлений", - говорит режиссер.

Своей работой Шапиро доволен: "Мой фильм - нормальная каннская спецпрограмма, это реальное кино. Это задает тенденцию, определенный формат, формат одного дня. Это призыв к действию: "Снимайте!" Кино хорошо сделано, я перевернул миллионны тонн монтажного материала".

- Как выбирали героя?

- Когда у тебя есть кто-то, кто тебе интересен, действительно интересный, не сексуально, ты испытываешь к нему доверие. Я сказал Яше: "Устрой себе художественный порядок дня, а я буду снимать". В актере люблю не умение играть, а его особенности, которые делают его интересным. Он не умеет говорить, какая-то х..ня с ним происходит, но ты понимаешь: "Он-тот, кто мне нужен". Он физиологически выражает смысл, который я называю игрой. Актер это физиология. Этому нельзя научить.

- Почему выбрали формат одного дня?

- Это открытый формат, который предусматривает съемку фильма простыми методами. У вас есть какой-то мак, телефон - снимайте кино! Наснимайте кучу материала и правильно порежьте.

- Считаете, Вы сами правильно порезали?

- Круче чем я говорю без самощеголянья, никто не чувствует монтажного ритма. Это чувствуется: он или есть, или его нет. Для меня кино - это 60 мин, меньше - не интересно, получается не жизнь, а просто упражнения. В жизни один принцип: "здесь и теперь", - важнейшее эстетическое требование. Каждую секунду ты должен пытаться исправить все, что напортачил в предыдущую. Каждую секунду сказать что-то бессмысленное, но, может, то бессмысленное и является ключом к пониманию действительности.

- А как насчет завязки, кульминации и всякого такого?

- Все искусство - раскрытие божественной сути. Я проснулся и лег спать - между этим и находится смысл. Мы маленькие счастье этого мира, - но не ненужные! - И с нами что-то происходит. Все остальное - это наше отношение к действительности. Я очень рад этим фильмом, он прост и конкретен, в который раз просматриваю и ничего менять не хочу. Это жизнь. Текучесть жизни. Это и есть задача человека, который делает кино. Но в этом всем важным является не то, что мы умеем делать кино, а нас окружают интересные люди. На это нужно обращать внимание. Фиксация чужой жизни придает ему иного качества, говорит: "Оно ценное". Есть такая общеизвестная сентенция, что быть - это быть воспринятым.

- Какова дальнейшая судьба этого фильма?

- Хотим съездить с ним на какой-то большой фестиваль.

- Приглашают уже?

- Вопрос не в том, приглашают, вопрос в том, куда мы отправим.

- Какое в целом состояние украинского кино, по вашему мнению?

- Да прекрасно, процесс идет. Вот мы с Вами что-то делаем, я снял, Вы напишете, что-то происходит. Приумножаются знаки деятельности. Последние украинские фильмы не видел, я больше делаю кино, чем смотрю его. Помогаю снимать фильмы молодым режиссерам.

- Какова судьба этих молодых фильмов?

- По-разному, главное, что они существуют. Преимущество любой вещи не в том, что мы о ней думаем, а в том что она существует сама по себе.

- Ваше кино ради искусства?

- Нет, мое - нет, мое ради зрителя. Зритель в кинопроцессе - важнейше звено.

- Кто Ваш зритель?

- Очень малочисленная дружная аудитория, если их всех собрать вместе - будет очень веселое застолье.

- (К беседе приобщается Яша). Яша, были какие-то заготовки сцен?

- Ничего заготовленного не было, вел себя как есть. Полный экспромт. Идея снимать в последний день Евро - моя. Я отправил этот фильм жене в Швейцарию, она сказала, что это трэш. А я думаю, когда люди что-то делают - это хорошо.

Сейчас вы читаете новость «"Мой фильм - нормальная каннская спецпрограмма" - Александр Шапиро о ленте "Последний день Евро"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи