Ексклюзивы
пятница, 16 декабря 2016 13:23

Карты, деньги и культура

Под елку украинцам депутаты собираются положить культурную имитацию под высоким патронатом. Накануне возможной легализации игорного бизнеса Верховная Рада уже готовится освободить его от любых обязательств перед культурой и детским спортом. Также неприкосновенными останутся производители табака и алкоголя.

 

На этой неделе народные депутаты внесли в свою повестку рассмотрение законопроекта 5491, который якобы имеет огромное значение для развития культуры.

Еще в начале декабря министр культуры Евгений Нищук порадовал отечественных культурных деятелей обещанием того, что они вскоре получат новый источник финансирования своих проектов - Культурный фонд.

"Идея украинского Культурного фонда заключается в том, чтобы дать нашему негосударственному сектору искусства сигнал: механизмы и средства для того, чтобы он реализовал свои идеи, есть. Ситуация такова, что этих денег может быть немного непосредственно от Министерства культуры. Но если мы говорим об отечественном Культурном фонде, то туда могут войти средства лотерей (мы беседовали с Минфином, и там сейчас думают над такой возможностью). Моя трехлетней давности идея состоит в том, что акциз с табака и алкоголя тоже стоит перечислять на культуру", - рассказал министр.

Творческое воображение сразу строит фантастические воздушные замки. Ведь речь идет вроде как о возможности увеличения инвестиций в культуру со стороны государства. А они в 2016-м году, например, составляли около 47 гривен на каждого украинца (общие расходы на культуру из бюджета - не более 2 млрд). Действительно, почему бы Украине не направлять доходы от лотерей на гранты для художников? Как это делается, например, в Великобритании - где с 1994-го года на средства, полученные от продажи билетов Национальной лотереи, реализовали уже более 400 000 культурных проектов на сумму 40 млрд фунтов стерлингов. Или в Эстонии, где налог на алкоголь, сигареты и азартные развлечения сделал из этой небольшой страны европейского лидера креативных индустрий.

Но эти розовые мечты имеют мало общего с, собственно, законопроектом о Культурном фонде, который буквально на следующий день после интервью Нищука был получен Верховной Радой. Ведь в проекте 5491 об источниках финансирования сказано лаконично: средства государственного бюджета, добровольные взносы физических и юридических лиц, и другие источники, не запрещенные законодательством.

И все. То есть, законопроект, инициаторами которого на сайте Рады указаны 12 нардепов - среди которых Николай Княжицкий, Ирина Подоляк, Олег Ляшко, Анна Гопко и даже Ирина Луценко - на самом деле никакой революции не предусматривает. Потому бюджетные средства и сегодня распределяются так, как этого хочет министерство, а "добровольные взносы" в поддержку художественных проектов можно, слава Богу, делать и без помощи какого-то специального фонда.

Зачем же тогда нужен этот Культурный фонд, если новых источников финансирования культуры - то есть, реальной пользы - от него не будет? Ответа на этот вопрос нет даже у специалистов.

"Почти все, что расписано в законе - это сфера компетенции исполнительной власти. Никаких исключительных полномочий в части привлечения денег, фонд не получает, что делает принятие закона просто ненужным. Государство будет само решать, сколько дать денег на фонд. Напрашивается мысль, что закон задуман только для финансирования Фонда отдельной строкой в бюджете, все остальное можно сделать приказом Министерства. Также речь идет о полной подчиненности фонда Министерству. Решили просто сделать декорацию, которая ничего не нарушает и никому не мешает", - отметил наш собеседник, близкий к "Реанимационному пакету реформ – Культура".

Довольно странно, что проект, который не предусматривает и намека на реформирование, попал на Национальный совет реформ. Причем под патронатом Марины Порошенко, которая в перечне инициативной группы проекта в презентации Нацсовета стоит на первом месте.

Впрочем, неосторожно сказанные в интервью слова министра Нищука о финансировании культуры за счет акцизов проливают свет на темные уголки в истории вокруг Культурного фонда.

Вспомнить все

На самом деле, история закона о грантовом финансировании культурных проектов началась не на прошлой неделе. И даже не в сентябре, когда он был представлен Национальным советом реформ в Администрации Президента.

Год назад, 8 декабря 2015-го, в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект 3597 "О государственном фонде гуманитарного развития Украины". Его авторами указаны 18 нардепов, среди которых, в частности, "еврооптимисты" Мустафа Найем, Светлана Залищук, Сергей Лещенко, Борислав Береза, Владимир Литвин ("Воля народа"), Иван Крулько ("Батькивщина"), Анна Романова ("Самопомощь") Мустафа Джемилев (БПП), Виктор Галасюк, Олег Ляшко и Денис Силантьев ("Радикальная партия").

По сути своей, Фонд гуманитарного развития страны должен выполнять те же функции, что и культурный фонд - при этом не ограничиваясь лишь поддержкой культурных проектов и охватывая также образование, науку, спорт и социальные инициативы. Разработан он был по наиболее эффективным европейским моделям - британского фонда "Добрые дела" и эстонской программы "Культурный капитал".

Но между законопроектами есть существенное отличие, и касается оно источников финансирования. Ведь именно бюджет гуманитарного фонда и предполагалось наполнять платежами с продажи алкоголя, сигарет, лотерей и всех азартных развлечений.

Вот цитата из законопроекта:

"Источниками формирования средств Фонда являются поступления в виде платежа социальной лояльности. Платеж социальной лояльности в Украине платят:

- субъекты хозяйственной деятельности, выпускающие и распространяющие лотереи (в том числе электронные лотереи и лотереи в сети Интернет), кроме благотворительных лотерей;

- субъекты хозяйственной деятельности, осуществляющие букмекерскую деятельность;

- казино и игровые залы, в которых расположены игровые автоматы или электронные лотерейные терминалы самообслуживания.

Платежом социальной ответственности также считаются отчисления согласно закону Украины о Государственном бюджете Украины на соответствующий год на оказание финансовой поддержки Фонда за счет части акцизного налога, уплаченного в государственный бюджет производителями и импортерами алкогольных напитков и табачных изделий".

 

Украина является лидером среди европейских стран по показателям подросткового пьянства и табакокурения. Законопроект о Гуманитарном фонде предусматривает - бизнес, зарабатывающий на продуктах, которые вызывают зависимость, должен финансировать создание других возможностей досуга для украинцев.

Таким образом еще год назад в парламенте появился законопроект, который предлагал направить алкогольные, табачные и "игровые" деньги на культуру. Но сейчас этот проект, прошедший общественное обсуждение (в отличие от проекта с Банковой) и главные комитеты Верховной Рады (включая антикоррупционный), ослабляют альтернативным ― которой, по мнению экспертов, является имитацией решения гуманитарных потребностей страны и никогда на открытое обсуждение не выносился.

Почему так произошло?

Для начала надо напомнить, что настоящим инициатором проекта о гуманитарном фонде и финансировании культуры за счет акцизов была Наталья Заболотная - в то время руководитель Мыстецького арсенала. Ее роль в подготовке закона о специализированном фонде АП решила отметить даже в его сегодняшнем, дистиллированном виде:

 

Скриншот с презентации Закона о культурном фонде, подготовленной Национальным советом реформ

Именно Заболотная совместно с культурной общественностью разработала законопроект и взялась за продвижение идеи специального отчисления в 10%, которое бы компенсировало обществу ущерб, наносимый ему игорным бизнесом (легальным лотерейным или казино и букмекерскими конторами - в случае их детенизации). И именно она договаривалась с нардепами от различных групп и фракций о поддержке проекта.

"Социокультурная сфера, которая в других странах получает большую часть государственного дохода от игорного бизнеса на уравновешивание общественной ситуации, у нас, как всегда, остается в стороне.

Проще говоря, в стране, где ежегодно закрываются сотни сельских школ, ДЮСШ и школ искусств, где уже днем с огнем не найти приличного муниципального бассейна, в стране, в которой пивных ларьков больше, чем публичных библиотек, а подпольных борделей больше, чем планетариев, нужно заботиться не столько об открытии новых игорных заведений, сколько о сохранении человеческого облика и о создании возможностей для полноценного развития собственных граждан", - цитата из прошлогодней колонки Заболотной.

Поэтому слова министра Нищука, приведенные в начале статьи, никакого отношения к проекту 5491 не имеют. Они касаются того, что предлагала Заболотная. Но почему же эти слова были сказаны? Скрывают ли они непонимание положений этого проекта, или призваны запутать нардепов и побудить их принять спущенный с Банковой закон-имитацию?

За год, прошедший с внесения проекта 3597, произошло много перемен. В Верховной Раде вынужденно лишился своего мандата Николай Томенко, который был одним из соавторов проекта Заболотной. В партийной опале оказалась и группа "еврооптимистов", члены которой указаны среди инициаторов проекта о гуманитарном фонде. Саму Заболотную фактически отстранили от Арсенала путем конкурса, который конструировался в ДУС на той же Банковой и на который почему-то заявились люди в камуфляже.

В то же время абсолютно реальной перспективой стала легализация игорного бизнеса - поскольку все основные игроки политикума уже высказались в ее поддержку. Не исключено, что в нагрузку к своему премьерству Владимир Гройсман получил условие протолкнуть закон "О детенизации азартного бизнеса", ведь именно этот законопроект стал едва ли не первым в его премьерской карьере. Примечательно, что несколько нардепов из группы разработчиков проекта 5491 – открытые адвокаты этой детенизации.

Поэтому неудивительно, что сейчас в СМИ постоянно звучат новости о депутатах из партии власти, которые захватывают лотерейные компании. А в районах Киева, находящихся немного дальше центра, чуть ли не ежемесячно через каждые сто метров появляются новенькие "лотерейные хабы" со сверхудобной логистикой - "Вход", "Ломбард" и "Обмен валют".

Захотят ли владельцы комфортно обставленного бизнеса - лотерей, букмекеров или казино (как только они снова легализуются) - перечислять часть своего заработка на культуру, вопрос риторический. И примечательно, что законопроект 5491 "О культурном фонде" их от этого освобождает как минимум на ближайшее десятилетие. Но что произойдет через десять лет с обществом, которое в дополнение к "большой культурной депрессии" и "поствоенному синдрому" с легкой руки властных популистов и законодателей-имитаторов, вместо общественной культурной адвокации, получит сверхсовременную разветвленную интерактивную инфраструктуру азартного бизнеса, нашпигованную новейшими технологиями?

Итак, подведем итоги. В Верховной Раде находятся два законопроекта, которые со стороны кажутся довольно схожими. Один предлагает финансировать развитие культуры и общественно важных проектов за счет того бизнеса, который производит продукт, вызывающий вредные зависимости у граждан. В то время как другой проект предлагает неопределенные расходы на нужды проектов, утвержденных министерством культуры, за счет дистрофического госбюджета - собственно, не меняя при этом существующие порядки.

Если законопроект 3597 "О государственном фонде гуманитарного развития Украины", инициированный Заболотной, предусматривает реформу и содействие экономическому развитию социокультурной сферы, то лоббистский проект 5491 о культурном фонде, предусматривает лишь имитацию этого развития. А главное, он оставляет в покое большие финансовые потоки. Не исключено, что под влиянием властных пропагандистов и административного давления нардепы проголосуют за очередной мыльный пузырь реформ. И тогда на долгие годы закроют гештальт под названием "культура".

Ну а то, в какую сторону продолжит свое движение украинская гуманитарная сфера, если ее просто оставить в нынешнем состоянии, ярко иллюстрирует недавний случай в Мариуполе. Там работники правоохранительных органов разоблачили элитный бордель, расположенный в ... доме культуры. Из-за нехватки средств помещение сдавалось в аренду 60-летней жительнице приморского города, которая и организовала там свое экономически выгодное заведение. И, как ни иронично бы это звучало, поддерживала культурную инфраструктуру Мариуполя - своевременной арендной платой, конечно.

Сейчас вы читаете новость «Карты, деньги и культура». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи