Ексклюзивы
понедельник, 23 мая 2016 14:38

"Канны – сплошное недоразумение" . – Кинокритик

Практически все призы, врученные в Каннах – сплошное недоразумение. Такое мнение высказывает кинокритик, подводя итоги 69-го Каннского фестиваля.


"С решением жюри присудить "Золотую пальмовая ветвь" фильму Кена Лоуча "Я, Дэниэл Блэйк" можно спорить, однако основания можно найти, - пишет кинокритик Андрей Плахов. - Зато почти все остальные призы — свидетельство полного непрофессионализма жюри".

Фильм-победитель, снятый в жанре социальной мелодрамы, обладает многими достоинствами работ Кена Лоуча, но и их недостатками тоже. Сочувствие к униженным и оскорбленным часто перерастает у левого до кончиков ногтей режиссера в слишком форсированный антикапиталистический пафос". По мнению критика, более актуальным такое кино могло бы выглядеть в эпоху Маргарет Тэтчер, а не в наше время, когда Европа переживает более серьезные проблемы, чем бюрократия социальных служб.

  Кадр из фильма Кена Лоуча «Я, Дэниэл Блэйк». Фото: quinlan
Кадр из фильма Кена Лоуча «Я, Дэниэл Блэйк». Фото: quinlan
"Как бы то ни было, – пишет Плахов, – Лоуч вступает в весьма элитный клуб режиссеров (Коппола, Кустурица, Имамура, Дарденны, Билле Аугуст), дважды награжденных "Золотой пальмой". Первый раз она досталась ему в 2006 году за фильм "Ветер, который качает вереск.

Гран-при жюри, напротив, присужден фильму самого молодого участника конкурса канадца Ксавье Долана. Лирическая драма "Это всего лишь конец света" вызвала противоречивые реакции, фильм далеко не во всем получился, но талант автора не вызывает сомнений.

Сомнения вызывает вменяемость жюри, в решениях которого не просматривается не только никакой концепции, но и элементарной логики. Так, приз за режиссуру оказался разделен между румыном Кристианом Мунджиу, автором первоклассного социально-аналитического фильма "Выпускной", и Оливье Ассайасом, чей "Персональный покупатель" оказался совсем неудачным жанровым экспериментом. Сразу две награды достались картине "Коммивояжер" иранца Асгара Фархади. Если первую (за сценарий) можно счесть обоснованной, то Шабаб Хоссейни, играющий главную роль в этом фильме, ничем особенным титул лучшего актера не заслужил. И уж совсем неубедительно прозвучала награда за женскую роль, присужденная Жаклин Хосе из филиппинского фильма "Мама Роза" режиссера Брийанте Мендосы, на фоне других сильных актерских работ (немка Сандра Хюллер, бразильянка Соня Брага), которые жюри проигнорировало".

  Кадр из фильма Джима Джармуша «Патерсон»
Кадр из фильма Джима Джармуша «Патерсон»

Одним из жанровых шедевров, представленных на фестивале, кинокритик назвал иронический эротический триллер Пауля Верхувена "Она". "Не получили никаких наград ни сам фильм, ни сыгравшая в нем едва ли не роль своей жизни Изабель Юппер. Не заметило жюри художественной оригинальности фильма Брюно Дюмона "В тихом омуте". Не награжден оказался и маленький шедевр Джима Джармуша "Патерсон", и еще одна великолепная немецкая картина – "Тони Эрдманн" режиссера Марен Аде, более всех достойная награды, которая получила приз Международной федерации кинопрессы. Критики поддержали и другие упомянутые фильмы – критики, но не большое жюри".

  Дональд Сазерленд и другие члены жюри Каннского кинофестиваля. Фото: AP
Дональд Сазерленд и другие члены жюри Каннского кинофестиваля. Фото: AP

"Причина столь явной близорукости и столь вопиющего непрофессионализма жюри – его персональный состав, ориентированный, прежде всего, на фидбэк со стороны СМИ, – считает Андрей Плахов. – Естественно, ни одного критика, историка кино, писателя, вообще интеллектуала.

Из девяти членов – пять актеров, из них только Дональд Сазерленд, игравший у Феллини, Шлезингера и Бертолуччи, имеет безупречную личностную репутацию. Остальные – Ванесса Паради, Валерия Голино, Кирстен Данст и даже Мадс Миккельсен – вряд ли могли образовать коллектив, способный на концептуальные решения.

Ситуацию не сумели изменить два авторитетных режиссера-автора (Арно Деплешен и Ласло Немеш), а Джордж Миллер, похоже, вообще не понял, куда он попал и что за кино ему показывали. Во всяком случае, от решений возглавленного им жюри веет растерянностью.

Каннский фестиваль в следующем году пройдет в 70-й раз. У его кураторов еще есть время подумать о том, кто имеет право судить работы лучших режиссеров мира и насколько отражают путь развития кинематографа их вердикты".

Сейчас вы читаете новость «"Канны – сплошное недоразумение" . – Кинокритик». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи