Ексклюзивы
пятница, 29 апреля 2016 15:51

"Буду классным дедом. Я уже классный дед" - Максим Остяк
12

Автор: Сергей Старостенко
 
Вокалист группы Reve ta Stohne Максим Остяк петь горловым пением начал два года назад. После Революции Достоинства вместе с другом киевлянином Евгением Славяновым основал свой музыкальный проект. Летом 2015 группа отправилась в свое первое путешествие по Европе. Режиссер Надежда Парфан сняла о нем 30-минутный документальный фильм "REVE TA STOHNE on tour", который был показан в марте на фестивале "Docudays". О жизни и музыке мы пообщались с Максимом в арт-пространстве "Мистецька платформа".
- Можно всю жизнь читать о том, как правильно жить, а можно быть творцом. Мне очень запомнилась байка о монахе, который всю жизнь познавал Библию, уединялся в горах, философствовал и искал смысл жизни. На выходе он Богу говорит: "Слушай, я пожалуй уже заслужил. Всю жизнь аскетизмом занимался". Бог ему говорит: "Это все правильно. Но есть в селе гончар Василий. Он не особо и в горы ходил, и Библию не читал, и выпить любил, а мне за ним наблюдать интереснее". Можно читать Библию полжизни на диване, а можно творить.

Что означает "творить"?

Творчество - это делать что-то из ничего. Например, из тишины делать звук. Музыка - это творчество абсолютное. Колеблем это пространство - создается песня. Можно книгу читать, а можно ее писать. Мне больше теперь нравится творить.

Люблю исследовать себя. Классное исследование - не поесть несколько дней. Посмотреть, кем ты будешь без влияний вообще. Можно не поесть день-два. Идеально еще при этом помолчать. А лучше всего - побыть наедине с собой без других людей. Чистый человек легко творит.
Иногда наоборот классно чувствовать себя пацаном, который сражался во дворах. Когда я пробивался этот дом через работников-застройщиков, знал, что придется выдерживать физическую атаку. Сознательно ел перед этим мясо, чтобы заземлиться, чтобы быть животным. Или мысленно возвращаюсь к себе дерзкому и юному.
Есть какие-то в последнее время угрызения совести за бездействие. Ищу места, в которых меня не засасывает лень. Присутствие в сквоте, где живу, - это уже деятельность. Потому что расчищаем здесь, разрисовываем стены, играем музыку. Когда я сюда заселился в ноябре, здесь ничего не ощущалось. Теперь уже понемногу происходит - музикнаты репают, художники рисуют. Мы тоже бомжи, можно сказать, но сознательные. Я бомжевал в Кракове, Варшаве, Амстердаме и некоторое время в Киеве.
Автор: Сергей Старостенко
 

Что дал тебе этот опыт?

Каждому было бы полезно побомжевать - это классный опыт как избавиться от страхов и предубеждений. Бомжевание помогает понять, что счастье только внутри тебя. И несчастье тоже. Все проблемы только в голове. На своем опыте я понял, что даже без денег не умираешь. Какая-то пища всегда находится. В Украине легко. У нас что бросил в землю - все растет. Вот пророщенная пшеница, например. Она очень энергетическая.
Мне порой скучно. Это единственная моя проблема. Поэтому я такой ветреный. Меняю условия жизни. Побыл, разглядел, поучился, пошел дальше. Есть свойство проходить сквозь жизнь как рыба.
Когда ты понимаешь, что ты не все равно пропадешь, немного скучно становится. Так как отпадает необходимость впрягаться в то, чтобы выжить. Я попытался, познает мир бомжей, мне стало скучно, - и поэтому сейчас чем-то другим занимаюсь.

Кто эти люди?

Преимущественно безобидные чуваки. Это их выбор.

Специально при знакомстве говорю девушкам, что я бомж, чтобы увидеть реакцию и составить мнение о человеке.
Если человек мыслит стадными мерками, то ему важно - в помещении с ним бомж или мажор. От бомжа будет бежать, а к мажору тянуться. Но это все вещи условные. Бывает так, что за образом бомжа скрывается человек светлый, а в теле чистенького и красивого скрывается - бомж.

У меня было самое короткое свидание в жизни недавно. Я музыкант, которого пригласили в Париж играть весной. Это одна сторона. Я могу сказать это на свидании. А могу сказать, что я бомж и работаю дворником. Девушка на слепом свидании спросила - чем занимаешься? - Сказал: бомжую, двирноком работаю. Человека сразу отвернуло. Айфон свой я ей специально не показывал. По этой реакции понял, что человек ищет не родственную душу, а оболочку.

Меня интересуют девушки, которые смотрят не на образ, а хотят узнать суть. Слава Богу, одна встретилась. Начала дворнику носит на работу судочки с едой. Это не может не задеть. Искала для фотопроекта фотографии - ей надо было найти современных казаков. Она вот и увидела в мне не бомжа.
Автор: Сергей Старостенко
 

А тебе какие люди кажутся интересными?

Могу мгновение забыть человека после знакомства, если он меня не зацепил. Внешность забываю в момент. Знакомлюсь с сущностью: по рассказам рисую себе образ человека, что он делает, как мыслит. На внешность вообще не хватает ни любопытства, ни места в голове. Если человек ничем интересным не занимается, я его сразу забываю. Таких много миллиардов, и на них всех в голове места не хватит.
Так же с событиями в жизни. Тот период, когда я ходил на монотонную неинтересную мне работу, был настолько серый, что я не помню его уже совсем.

Кем ты работал?

Сидел в офисе в проектном отделе в ТРЦ "Большевик". Это было очень неинтересно. Потому что за годы университета и так тебя схарило. Был администратором бутиковой галереи - ты менеджер среднего звена, который следит за правилами порядка. Вот я, 21-летний парень, ходил в пиджаке и галстуке и муштровал уборщиц. Это самая худшая работа была. Когда был кальянщиком, получал 2 тысячи долларов в месяц. Но тогда деньги ничего мне не дали. Тратил на глупости - клубы. 21 год - что ты хочешь? А смысла никакого. Не знал, что с теми деньгами делать. Они меня чуть не съели. Пришло время, когда стало неинтересно работать за деньги, я это попробовал. Стало интересно работать для чего-то большего.

Дворником в Историческом музее меня устроить с высоты Министрества культуры. Ходил в министерство с конкретными претензиями: что вы делаете? чем занимаетесь? Я занимаюсь культурой и не чувствую поддержки со стороны министерства. Заявил, что без их помощи мне придется зарабатывать деньги за границей. Говорил: устройте меня на работу. Мне все равно, какая зарплата, работа. На меня так посмотрели: "Все равно? Хорошо". Теперь я сторож. Очень классно. Дворник делает больше пользы, чем чувак, который сидит в кабинете. В музее ничего не меняется десятки лет. Что там делает инженер, я не знаю. А что дворник делает, это очевидно.
Я пытался в музее какие-то инициативы проявлять. Они наталкиваются на бюрократическую машину. А по сути чтобы сделать какое-то дело, надо его просто взять и сделать. Например, не хватает мусорников в музее. А пошел, взял мусорники с одного места, где они ненужные стояли, засыпанные землей, и принес их в музей за полчаса. А если бы делал все по правилам, на это ушли бы месяцы времени.

Когда человек садится на стабильную зарплату, у него пропадает интерес к работе. Я восемь лет назад приехал покорить столицу и заработать денег. Вот я сейчас ее покорил. Я живу в центре и работаю в центре. Мало кто может таким похвастаться.

Сейчас у меня здесь амбиции посадит возле музея дуб: "дать дуба" на Киевой горе. Тогда буду считать, что свое предназначение на этой работе я выполнил. Можно будет искать другую.

Раньше переживал за деньги, а теперь они появляются сами. Когда о них не думаешь, а просто делаешь хорошее дело, они приходят - любая работа все же приносит минимальные деньги. Киев сам помогает. Просто не парюсь.

Подарил другу на день рождения свой диплом бурсы, исправив имя и фамилию. Решил, что это будет концептуально. Человек учился, хотел получить диплом, а не получил. Я его ему подарил. Решил, что может, легче станет. И он перестанет свою жизнь тратить на ненужные вещи. Часто у нас люди учатся ради диплома, а не ради знаний.
В 80 процентах случаев в наших вузах не образование, а большой развод. Люди меняют свое время и деньги на дипломы.
Автор: Сергей Старостенко
 

Когда и почему ты начал петь?

Петь начал после Майдана. В критические моменты, когда видишь смерть людей, когда приближаешься сам к такому и выживаешь, немножко по-другому начинаешь оценивать свои возможности. У меня произошла переоценка жизни. Я увидел, что все возможно. Появилась вера вообще в проекты. Если мы смогли сделать такой проект как смена президента, то такой проект как изменение своей жизни - вообще сделать не трудно.

Я попал под каток беркутовский возле Мариинского дворца 18 февраля 2014, забили до потери сознания. Мне повезло проснуться вовремя, а кому-то не повезло. Тех, кто не пришел в себя, добивали. Еще бы несколько минут побыл без сознания - меня бы просто добили, как других.

После пережитого на Майдане я знаю, что смерть - это просто сброс одной из оболочек, которая устарела. Как хвоста у ящерицы. К смерти отношусь нормально. Ее нет.
Я выяснил, что есть как минимум два способа жить вечно: первый - продолжаясь в детях, и второй - в идеях. Музыка - тоже идея.

Я на сцене чувствую себя как маленький-маленький ребенок. Чтобы быть творцом, нужно быть ребенком. По другому никак. Потому что по-другому реальность может увидеть только художник и ребенок.

Музыканту на сцене важно быть в состоянии транса и не выходить из него. Если у тебя есть проблемы, или что-то где-то не по правде, не доказано кому-то, оно посреди выступления может вырвать тебя из этого транса - лишние мысли появляются. Если ты живешь со всеми по правде, ни перед кем не строишь из себя другого человека, то тебя ничто не может отвлечь.
Автор: Сергей Старостенко
 

Понимаю теперь возмущение женщин: когда женщина выступает со сцены с речью, а кто-то ей смотрит на сиськи. Почувствовал подобное на сцене. Когда ты поешь и хочешь донести какую-то идею, а ловишь на себе оценивающий взгляд девушки. В Тернополе девушка так сверлила глазами, что почувствовал, что она на другом уровне тебя воспринимает. Среди зрителей кто-то тебя слушает как человека, а кто-то на тебя смотрит как на потенциального партнера. Это способно вырвать из контекста.
Иногда думаешь: люди тратят столько времени и энергии на мысли о сексе и отношениях! Женщины больше этим заморачиваются - это в них заложено природой.

Не люблю давать платные концерты. Тогда чувствую себя обязанным показать класс, ведь люди на концерт деньги платили. Тогда теряется непосредственность. Лучше всего - когда ты ничего не должен и просто поешь для себя и для людей. Бесплатный концерт - это самое правильное.
Автор: Сергей Старостенко
 

В прошлом году Reve ta Stohne несколько месяцев провели за границей. Еще раньше ты был в Китае. Чему научили эти путешествия?

Когда ездил с туром в Польшу и Голландию, в очередной раз понял, что дома лучше. Дома ты решительный. А там никому не нужен в принципе.
В Киеве что-то есть. Днепр - река, которая находится на грани двух миров. Это размежевание проходит как раз по Украине. Восток не может перейти за Днепр и Запад не может тоже. Здесь очень классно, потому что здесь происходит борьба. Здесь можно быть нужным и влиять.

В Голландии и в Китае увидел противоположные миры. Как погружение в холодную и горячую воду. В Китае люди запаренные и несчастные. Китайцы в метро толкаются локтями, бьются, чтобы попасть на работу вовремя. Переживают за каждую минуту рабочего времени. В Китае вырастили потребителей. Они не мыслят своей жизни без денег. Другого мира они не видят. В Китае я видел мальчика, у которого бренд Apple был выбрит на голове. Человек хвастается своим потреблением.
У китайцев правило: не наебешь - не проживешь. Там считается классным кого-то обмануть или нажиться на нем. Значит, ты умнее и ты молодец. А в Швеции люди не закрывают дома. Потому что они привыкли не наебывать друг друга. Там не гонятся за призрачными благами. Они уже поняли им цену.
В Кракове жил в сквоте с 70-летним поляком Гермесом. Он живет там сам, ходит босиком по Кракову, имеет двух лошадей. Привязывает их у сквота. Лошадей он очень чувствует -где они, что с ними. Сидит такой, вдруг говорит: лошади ушли с места. Пошел за ними. Рассказывал, что у него двое детей, которые "ударились в зарабатывание денег" и парятся по этому поводу. Он счастливый человек. Ему для счастья надо кофе, хлеб и масло. Я понимал только 20 процентов из того, что он бубнил мне на польском языке. Но научился у него больше, чем он рассказывал.
Убедился, что навязать свой опыт поучениями невозможно. Это как горохом об стенку. Учишься тогда, когда находишься рядом с человеком: несколько дней, месяц - чем больше, тем лучше.
Голландцы научились жить вместе не мешая друг другу. Поляки еще учатся не ограничивать чужую свободу.

Что такое свобода?

Свобода - это нормальное для меня состояние. Несвобода - когда кто-то ограничивает тебя в движении и самовыражении.
Я в последнее время думаю о том, что перед тем, как нарушить чье-то пространство и тишину, надо подумать, никому ли это не мешает. Потому что это сродни убийству. Убийство - нарушение личного пространств ажа до физического предела.
Нарушение тишины и пространства происходят постоянно.
Я иногда курю траву и этим никому не мешаю, не нарушаю ничьей тишины и пространства. Но за это мою свободу передвижения в пространстве могут нарушить. Это фундаментально неправильно.
Не люблю людей, у которых эго настолько велико, что считают себя в праве вторгаться в чужое пространство. Так происходят войны. Сейчас один дядя с огромным эго почему-то представил себя хозяином всего. Мне смешно.
Войн бы не было, если бы все поняли, что в этом мире людям ничего не принадлежит кроме идей и мыслей.
Автор: Сергей Старостенко
 

Я вырос в спальных заработки районах Полтавы. У меня такое было пацанское детство. В определенный период в наших безпризорних компаниях стал появляться клей. Есть такая версия у меня, что этот клей на некоторые годы "склеил" мои тонкие тела. До 28 лет я был "склеен". Раздуплился только сейчас.

Я постоянно учусь. Сейчас труда Вернадского о ноосфере начал читать в музее, пока там охраняю.

У меня есть друг, который очень много работает. Но он порой валит всякие "Ред-были", чтобы быть продуктивным. Если научиться работать со временем, становится ясно: сейчас сделаешь больше, истощишься - но раньше уйдешь из жизни. А можно действовать постепенно - сэкономить больше сил для себя старого. Не надо спешить в ущерб своему здоровью.
Старость не означает, что ты не живешь. В старости тоже можно действовать. Я не хочу отнимать у старого Максима его время.

Каким представляешь себя в старости?

Буду классным дедом. Я уже классный дед. Вон вчера лазил с 5-летним малым по деревьям.

Старость - это даже интересно, потому что есть больше возможностей что-то делать. Дедам все можно: ты можешь всегда скосить на полуумного. Мне и с бабушкой моей очень интересно. Она очень часто включает бабушка такую: и я не слышу, я ничего не знаю. Но когда надо, она все и слышит, и понимает. Старость - это возможность немного попридуриваться.

Бабушка была партийным деятелем в селе, матерые тетка. Учитель в школе. Всегда была активна. Ей и сейчас по приколу любое действие. Мне часто не надо передач продуктов. Я их могу здесь купить. Но если она хочет занять себя чем-то - почему нет? Любое действие оставляет людей живыми.
К сожалению, бабушка на каком-то этапе прекратила учиться.

Настоящая старость приходит, когда человек перестает учиться. Потому что если ты не учишься, ты перестаешь быть единомышленником с молодежью.
Автор: Сергей Старостенко
 

Старение от возраста никак не зависит. Если человек в 28 считает, что самое интересное с ним уже произошло, то это означает, что он сознательно выбрал стареть. Старость - это еще и разочарование. Я в 28 еще не отчаялся.
Сегодня стоим с моим 78-летним коллегой-дворником. Куча работы. Он берет ветку ореха, разглядывает. Говорит: "Вот же! Еще неделю назад здесь не было ничего, а теперь побеги". Он за 78 лет понял, что счастье в том, что вот орех классно растет.
Надо расспросить его - как оно: 78 кругов вокруг солнца намотал. С каждым кругом открывается что-то новое. Если человек учится, если не остановился в колесе однообразных рутинных действий, то это вообще прекрасно. Интересно пообщаться с человеком, который всю жизнь прогрессировал. Это безумный опыт.
Правильно говорит Библия: рай и ад - это не после жизни, это уже в жизни, здесь и сейчас.
Старость это ответ на то, как ты прожил жизнь - давал, или только брал. В старости все равно остаешься один. И это как экзамен - хорошо тебе будет с самим собой или нет. Если прожил альтруистом - это будет хорошо.

Как избежать одиночества?

Чтобы не быть одиноким в старости, надо передать свои идеи младшим, воспитать единомышленников. Единомышленники - это не возрастная вещь.

Для меня есть два пути неодиночества: можно узнавать людей много и понемногу, а можно всю жизнь познавать одного человека. Потому что люди в принципе бездонные. Можно понемногу нырять на какую глубину многих людей. А можно в одного человека нырнуть на всю жизнь, и это интереснее будет.
В отношениях между двумя людьми бывает так, что один постоянно дает, а другой берет. Когда ты даешь, ты не беднеешь. Чем больше даешь, тем больше появляется внутри. Энергию надо брать из воздуха, с земли, из солнца. А у человека, который привыкает брать энергию от окружающих, рано или поздно наступает момент, когда не у кого брать, потому что никто не дает. А собственный генератор не работает. Таким людям трудно быть наедине. Мне наедине нормально - у меня все с собой.
Автор: Сергей Старостенко
 

Когда живешь долго с одним человеком и познаешь его, все меньше важно, какая у человека оболочка. И все более важно, что там внутри. Через 30 лет красоты не будет. Внутренний мир останется. За этим нужно следить и в себе.
Во всех вижу потенциал. Нет людей недуховных. Есть просто спящие. Люблю с ними разговаривать.
Удачно поставленный вопрос может роздуплить человека очень классно. Спрашиваю девушку при знакомстве: а зачем ты работаешь? - Она и сама не знает. Задумалась.

Чему хочешь научить своих детей?

Своим детям хотел бы показать собственным примером: что все возможно, что в каждом человеке есть творец и животное, и что быть творцом - классно.
Сейчас вы читаете новость «"Буду классным дедом. Я уже классный дед" - Максим Остяк». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи