Ексклюзивы
вторник, 29 декабря 2009 19:30

"Собака была одна, и не на борту самолета"

  Николай Рябчук: ”Блокировка пассажирами самолетов во всех странах мира является противозаконной, а потому компания действительно имеет право вызвать полицию”
Николай Рябчук: ”Блокировка пассажирами самолетов во всех странах мира является противозаконной, а потому компания действительно имеет право вызвать полицию”

Информационная пыль вокруг скандала с компанией "Виззэйр" наконец улеглась. Все причастные в той или иной степени к событиям в Лутонском аэропорту, кажется, уже высказались. Можем, следовательно, подбить сякие-такие итоги в этой неприятной истории. Главными потерпевшими в ней, по моему мнению, оказались не компания и даже не пассажиры злосчастного рейса Лондон–Киев, отмененного 18 декабря из-за сложных погодных условий. Главными потерпевшими стали — уже в который раз! — украинская журналистика и, вместе с ней, украинское общество, погруженное в мутное варево непроверенных фактов, пропагандистских манипуляций и густопсовой ксенофобии, подпитываемой на интернет-форумах профессиональными ЖЖ-бо йца ми э фэ сбэ шного закала.

Информация, которая вызвала скандал, появилась вечером 22 декабря на третьеразрядном российском сайте travel.ru. Он никоим образом не относится к новостийным, скорее — к узкоспециализированным, предназначенным, в данном случае, для туристов и тех, кто интересуется путешествиями. Однако уже на следующее утро сайт newsru.ua перепечатал российский текст, изменив, правда, заглавие "Пассажиров отмененного рейса Wizzair Лондон–Киев выгоняли из самолета собаками и газом" на еще более агрессивный, с провокационной примесью ксенофобии: "В Лондоне украинцев собаками и газом выгоняли из самолета, чтобы освободить его для поляков".

Именно в этой провокаторской, скрыто антипольской, антизападной версии информация и пошла гулять по страницам украинских изданий. Попала, в частности, и на gazeta.ua. Сложная и не до конца проясненная ситуация была возведена к самому примитивному лубку — "наших бьют!". Праведная ненависть к проклятущему Западу, который нас унижает (но зато отдает предпочтение пакостным " полячи шкам"), сразу же залила каждому настоящему украинцу глаза. А на форумах, тут как тут, э фэ сбэ шные мальчи ки принялись объяснять хохлам, что ничего лучшего их на том Западе и не ждет, и что им, хохлам, так и нужно за измену славянскому братству, и что настоящее их счастье — конечно же, на Востоке. Там их ни московские ме нты не набьют, ни братки не кинут, ни даже аерофлотовская стюардесса пальчиком не пригрозит.

Украинские масс-медиа уже не первый раз заглатывают московскую наживку, бездумно репродуцируя пропагандистскую туфту, за распространение которой в других странах Лубянка выкладывает пиар-компаниям и агентам влияния достаточно большие деньги. Хохлы делают это бесплатно — по доброте душевной или, скорее, из традиционной придурковатости и профессиональной лености. Потому что и небольшого напряжения интеллекта — даже без знания иностранных языков, без заглядывания в другие источники, кроме российских, без высылки собкоров на место события и медлительного обзванивания всех сторон, причастных к этой истории, — было бы достаточно, чтобы по крайней мере засомневаться в объективности предложенной информации. А тем более — в правомерности достаточно по дленького и бесстыдного в своей желтизне заглавия, которое имитирует переживание за "своих", хотя в действительности лишь разжигает ненависть к "другим".

От дешевых авиалиний требовать того же сервиса, что от "Люфтганзы" или "Аэросвита", — по крайней мере наивно

Не могут, бог мой, образованные люди, работая в СМИ, не знать, что 18 декабря погодные условия в целой Европе были действительно ужасные и сотни рейсов в разных аэропортах были отменены, а аэровокзалы переполнены пассажирами — и то не только украинскими. Не могут они не знать, что "Виззэйр" перевозит не только украинцев и не только поляков. На международных рейсах публика, как правило, международная, а следовательно, если уже англичане кого-то и выгоняли из самолета "собаками и газом", то не только "чужих", но и "своих". Не могут они не знать, в конечном итоге, что дешевые авиалинии наподобие "Виззэйр" именно поэтому и дешевые, что продают билеты по 30 евро, а не по 300, и потому требовать от них того же сервиса, что от "Люфтганзы" или "Аэросвита", — по крайней мере наивно.

Но есть и другие детали, на которые профессиональные журналисты должны были бы обратить внимание. В частности, вся информация на сайте travel.ru происходит из рассказа "очевидца", имя которого, однако, нигде не упоминается. Зато в последующих публикациях он размножается, то есть превращается во множественное число "очевидцев". Так же размножаются и "собаки", хотя, как выяснилось впоследствии, собака была одна и совсем не на борту самолета. Так же появляется и "газ", которым пассажиров вроде бы выпроваживали из салона. Но в действительности никакого газа там не было — "очевидец" на travel.ru лишь видел, что у пассажиров, которые выходили из самолета, слезились (!) глаза.

Ну, и так далее и тому подобное.

Проявив, кроме интеллекта, еще и немного любознательности, журналисты могли бы узнать, что злосчастный самолет полетел наконец не в Познань (как утверждает "очевидец"), а в Катовице, где у "Виззэйр" техническая база. И что пилоты действительно не имеют права на "сверхурочный" труд, а потому, просидев несколько часов в кабине, обязаны — по технике безопасности — отдохнуть надлежащее время, прежде чем опять браться за штурвал. И наконец — что блокировка пассажирами самолетов во всех странах мира является противозаконной, а потому компания действительно имеет право вызвать полицию и применить для освобождения самолета все необходимые меры.

Все это, понятно, не освобождает ни британскую полицию от ответственности за (гипотетическую) грубость, ни компанию "Виззейр" от ответственности за (гипотетическую) небрежность, разгильдяйство и неуважение к клиентам. Но, чтобы иметь право об этом говорить, журналисты должны быть точными во всех деталях и ответственными в комментариях.

Меня, по правде говоря, куда больше беспокоят украинские компании и украинская полиция, чем британские или польско-венгерские. От западных можно по крайней мере чего-то добиться через суд. От наших — попробуйте.

Сейчас вы читаете новость «"Собака была одна, и не на борту самолета"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

31

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть