Александр Гончаров
При технической поддержке Агентства по международному развитию США ( USAID ) возглавил группу отечественных экспертов по созданию саморегулируемой организации " Украинская ассоциация инвестиционного бизнеса" и стал ее первым генеральным директором. В качестве эксперта активно участвовал в создании Профессиональной ассоциации регистраторов и депозитариев . Вошел в первый состав консультационно - экспертного совета при Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Автор более сотни публикаций в деловых печатных изданиях и нескольких циклов телепередач. Член Союза журналистов CCCР и НСЖ Украины .
18.12.2014
1

Есть ли другие возможности, чтобы не допускать девальвации?

Власти и бизнес в настоящее время вынуждены прилагать огромные усилия для того, чтобы удержать хоть какую-то экономическую систему, под которой сильно колеблется фундамент. При этом, всем нам уже понятно, что никто из тех, кто определяет в Украине экономическую политику, – не знает, что с этим делать? И, конечно, они не могут оценить риски этой нашей системы. Однако, риски (и не только из-за вооруженного конфликта на востоке Украины) продолжают быстро нарастать.

Всё идет к тому, что нынешняя украинская система разделения труда, резко став очень шаткой, больше не сможет поддерживаться национальной финансовой системой. Мы стоим перед необходимостью придумать что-то новое и не стандартное. Но чтобы появилось что-то новое, его надо начать делать. Иначе у нас будут расти только риски и неопределенности. А пока наше правительство вынуждено выбирать между плохим и очень плохим сценариями дальнейшего развития событий в Украине. Очень плохой сценарий – это депрессия, когда наши люди, не привыкшие к такому сильному затягиванию поясов, через некоторое время рискуют столкнуться с проблемой элементарного голода (как это было в прошлом веке в США).

На этом драматическом фоне второй сценарий с запуском нашего печатного станка неограниченное количество раз (с разгоном маховика инфляции и с пожиранием инфляцией финансовых сбережений и долгов) выглядит хоть и плохо, но не катастрофически. Правда, лично у меня еще есть такое ощущение, что вся проблема сжигания внутренних долгов инфляцией упирается в то, что скорость создания долгов опережает их сжигание. И эту скорость Кабмину никак не удается отрегулировать. Поэтому так стремительно падает жизненный уровень наших граждан.

В такие моменты беспокойство охватывает многих людей. Тем более, что сейчас у нас ценовое равновесие очень зыбкое, т.к. инфляция уже вышла из-под контроля. Думаю, что в эти дни наше правительство стоит перед развилкой. Либо и далее продолжать наращивать финансирование различных проектов, либо остановиться. Если финансировать дальше, то прогноз НБУ об уровне инфляции в 25% к концу 2014 года может показаться мелкой рябью на фоне возможного шторма гиперинфляции. А если резко прекратить такое финансирование – тогда можем столкнуться с обратным процессом - дефляцией.

Справедливости ради надо признать, что и то, и другое - плохо. И то, и другое негативно отразится на отечественной экономике. Однако, предполагаю, если МВФ в начале 2015 года не предоставит нам кредит, ситуация пойдет по второму сценарию. И в этой связи снова возникает ключевой вопрос к нашему правительству: "Где брать деньги?". Предположим, какую-то часть кредитных средств еще смогут выдать США и страны ЕС. Но в этой связи напрашивается еще один большой вопрос: валюты не печатаются в этих странах просто так. Как, например, запустил печатный станок для утренней газеты, и только отслеживаешь: сколько еще надо – 5000, 10000 или еще больше тысяч и миллионов экземпляров.

Не надо представлять, что американские доллары печатаются по принципу: "сколько надо, столько и напечатаем". Это, во-первых. А, во-вторых, думаю уже ни для кого не секрет, что у нас средства для поддержания национальной экономики точно так же заканчиваются. Мы уже не можем себе позволить финансирование точек роста в реальном секторе экономике и рост объемов социальной поддержки населения, наоборот, замораживаем зарплаты бюджетникам, пенсии и прожиточный минимум. Это ли не показатель того, что деньги заканчиваются?

Конечно, это плохо, что мы не сможем дальше развивать нашу экономику. Мы, как бы оказываемся в законсервированной ситуации. И впереди много неопределенностей и беспокойства за будущее государства. Плюс к этому падение ВВП, и девальвация гривны в 100%! Плюс еще потери доходов и сбережений конкретных людей. В среднем по экономике Украины сейчас идет масштабное снижение доходов. Это означает, что наши граждане теперь меньше покупают. Яркий пример этого – наш рынок автомобилей. Здесь ситуация характеризуется следующим: люди не покупают авто не потому, что у них нет денег или нет кредитного ресурса, а потому, что не уверены в завтрашнем дне. Из-за этого и не решаются делать крупные покупки. Сейчас многие не уверены даже в том, что смогут ли сохранить за собой рабочие места.

И, безусловно, когда вскоре мы столкнемся с новым витком девальвации, мы должны понимать, что это не рукотворное мероприятие, а объективная необходимость для Украины. Почему? Давайте говорить начистоту. У нас в бюджете мало денег. У нас упали таможенные доходы от экспорта. У нас огромные социальные траты, которые выражаются не в процентах, а в конкретных миллионах гривен. И снова спрашиваю: где брать деньги?

В качестве ответа есть три варианта: первый – печатный станок; второй – внешние займы; третий – обесценение гривны, т.е. девальвация. Да, всё говорит против девальвации. Она никому не нужна. Но есть ли другие возможности, чтобы не допускать этот процесс? Нет, к сожалению. Поэтому нашим финансовым властям нужно смотреть правде в глаза и говорить людям правду. И если уж совсем начистоту, то в запасе еще есть один вариант. Это значительное сокращение государственных расходов. Но кто сейчас в Украине пойдет на это?!

Олександр ГОНЧАРОВ,

Директор Інституту розвитку економіки України

Якщо ви помітили помилку у тексті, виділіть її мишкою та натисніть комбінацію клавіш Alt+A
Коментувати
Поділитись:

Коментарі

1

Залишати коментарі можуть лише авторизовані користувачі