Александр Гончаров
При технической поддержке Агентства по международному развитию США ( USAID ) возглавил группу отечественных экспертов по созданию саморегулируемой организации " Украинская ассоциация инвестиционного бизнеса" и стал ее первым генеральным директором. В качестве эксперта активно участвовал в создании Профессиональной ассоциации регистраторов и депозитариев . Вошел в первый состав консультационно - экспертного совета при Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Автор более сотни публикаций в деловых печатных изданиях и нескольких циклов телепередач. Член Союза журналистов CCCР и НСЖ Украины .
01.09.2014
3

Где деньги, которые никак не попадают в бюджет?

Правда, мимо бюджета деньги залетают в теневую экономику.И это при том, что уже исчерпаны не только ресурсы поддержки экономики со стороны НБУ, но и бюджетные возможности страны оказались истощены намного быстрее, чем предполагалось. Андрей Вишинский в "Украинской правде" отмечает: "Ситуация с наполнением бюджета была бы катастрофичной, если бы в марте-апреле не включался "станок" НБУ. Именно эмиссия стала главным спасителем бюджета. Если в январе-июле 2013 года "мимо" Миндоходов было собрано 19 млрд. грн. или 9,5% сбора, то за тот же период 2014 года - 30 млрд. грн. или 14,8%".

В этой ситуации оказывается, что уже исчерпаны и возможности фискальной поддержки экономики Украины. Согласно обнародованным данным, сбор за семь месяцев текущего года в общий фонд госбюджета без учета возмещения НДС составил 202,2 млрд. грн. или 96,1% от плана. Недобор - 8,3 млрд. грн. Возмещение НДС за этот же период 2014 г. составило 25,1 млрд. грн. Это на 3,6 млрд. грн. меньше, чем за аналогичный период 2013 года. Причем, в июле 2014 г. еще были выпущены НДС-облигации на 5,7 млрд. грн., но они погашали долги прошлого правительства. Тем временем новый КМУ создает собственные. И это притом, что девальвация гривны с начала года почти достигла 75%.

А зачем мы хотим вступать в ЕС? Очевидно для того, чтобы повысить уровень жизни общества и подтянуться до европейской системы ценностей. За всем этим, понятно, стоит политика. Но что сейчас нам делать с украинской экономикой, которая и будет в перспективе определять нашу политику? То есть экономические проблемы Украины лежат, в том числе и в политической плоскости. Однако, наши власти снова тянут с принятием мер по реформированию экономики, вероятнее всего, из-за боязни социальных последствий. А пока наше правительство пытается бороться с последствиями финансово-экономического кризиса. Например, ограничивая действия финансовых игроков, надеясь таким образом стабилизировать ситуацию.

Итак, завтра со 2 сентября 2014 г. Нацбанк Украины запрещает выдачу иностранной валюты по платежным картам, вводит обязательную конвертацию денежных переводов в гривну и замедляет процедуру покупки инвалюты на межбанковском валютном рынке. Согласно постановлению НБУ №540 от 29 августа 2014 года, новые ограничения введены с учетом общественно-политической напряженности, наличия определенных элементов риска и неопределенности относительно дальнейшего развития ситуации, а также принимая во внимание экономические проблемы, связанные с проведением антитеррористической операции на территории Украины.

И скорее всего дело не ограничится только запретом на некоторые финансовые операции. Думаю, власти и дальше будут настаивать на большей открытости участников валютного рынка Украины. Даже могут обязать банки сообщать регуляторам свои позиции по некоторым финансовым инструментам. Все эти события опустили гривну в конце прошлой недели до новых минимумов, перевалив за 14 грн./долл. США. Правда, сегодня ситуация несколько изменилась к лучшему, и наша национальная валюта укрепилась почти на 50 копеек. Если наши денежные власти не сумеют снять остроту проблем на валютном рынке в ближайшее время, то курс гривны может к концу недели снова скатиться гораздо ниже этой отметки.

Что ж, та финансовая и бюджетная политика, которую по сей день проводит наш Минфин и НБУ, в принципе – продолжение той политики, которая была и в прошлом году. Мы продолжает тратить так, как будто все в порядке. А ведь у нас приличная часть расходов бюджета страны не обеспечена, т.е. этих денег в бюджете нет. И нет роста налоговых поступлений. Что делать? Понятно, что в этой ситуации сразу всем помочь просто невозможно. Раз так, то тогда надо поддерживать точки роста в экономике. И главное – должен быть госбюджет развития, а не поедания.

Еще на два ключевых вопроса пытаюсь найти ответы. Первый: люди, которые верстают наш бюджет, какой обладают психологией и какими подходами к управлению страной? Второй: как за такой короткий срок образовалось огромное бедное население и очень узкая, до чрезвычайности богатая и всемогущая тонкая прослойка олигархов?

Наконец, а что если, последние решения принимались не ради тех результатов, что сейчас оказались тормозом для стабилизации экономики Украины?! Это делалось для других целей. Мы, как и многие другие страны, довольно часто попадаем в этот капкан. Общество стремится к чему-то более-менее определенному, а потом выясняется, что побочный результат, о котором никто и не думал, оказывается гораздо более значимым, чем тот, который объявлялся целью. И поэтому общество либо, грубо говоря, выживет, преобразовавшись и изменившись, либо - увы…

Олександр ГОНЧАРОВ,

Директор Інституту розвитку економіки України (www.ireu.org.ua)

Якщо ви помітили помилку у тексті, виділіть її мишкою та натисніть комбінацію клавіш Alt+A
Коментувати
Поділитись:

Коментарі

3

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі