Наталія Крестовська
історик, правознавець. Професор Національного університету "Одеська юридична академія".
21.07.2014

Неизбежность очищения

Меня, как и многих других людей на нашей хрупкой планете, не отпускает трагедия сбитого Боинга. Даже с учетом всех событий последних восьми месяцев.

Как историку, мне свойственно проведение аналогий. И глядя на фотографии людей, позирующих на фоне сбитого украинского самолета, стоящих в картинной позе на крыле сбитого малайзийского лайнера, вспоминаю другую войну и другие фото. Вот каратель позирует рядом с повешенной им белорусской партизанкой. Вот нацист приставил пистолет к голове молодого человека с измученным интеллигентным лицом, сидящего на краю страшного рва с уже расстрелянными евреями. Вот мерзавец целится в молодую мать, судорожно пытающуюся закрыть собой своего ребенка от неминуемой смерти. Что думали в тот момент убийцы – существа с душой и моралью росомахи? Хотя не обижаю ли я сию божью тварь таким сравнением?

И что не менее важно. Покаялись ли они? И насколько самостоятельным и добровольным было их покаяние?

Как уже писала в предыдущем блоге, трагедия в донецком небе обусловлена, среди всего прочего, идеологическим фактором. В отличие от нацизма, античеловеческая суть коммунистического тоталитаризма не была осуждена, что позволило ему трансформироваться и мимикрировать. Мой глубокоуважаемый коллега Александр Костенко называет одну из таких мутаций рашизмом. И не надо соотносить этот феномен только с российским обществом. Рашисты есть и в Украине. Это они, искренне радуюсь, кричат: "Мы сбили укропский самолет!". Это они глумятся над символами Украинского государства. Это они избивают и убивают украинских патриотов.

Почему ничего подобного мы не видим в странах, где родился и какое-то время правил нацизм? А потому, что в Западной Германии победители не пустили по воле волн покаяние нацистских преступников. По всем странам, освобожденным от нацизма, прошли судебные процессы над военными преступниками: самый знаменитый из них Нюрнбергский был лишь одним из многих. Отмечу, что смертный приговор, среди прочих негодяев, заслужил и главный пропагандист Третьего рейха – журналист Юлиус Штрайхер. Все взрослое население прошло процесс принудительной денацификации. Он был именно принудительным. Надо сказать, что поначалу победители рассчитывали скорее на моральное воздействие. Например, водили население близлежащего к лагерю смерти городка туда на "экскурсию". Но только в редких случаях это давало эффект. Тогда предприняли более жесткие меры, в частности, принудительное участие в перезахоронении жертв нацизма. Есть и такие фото во всемирной Паутине. Все взрослые немцы обязаны были заполнить подробные анкеты о своей деятельности в период нацистского режима, а по результатам их проверки могли подвергнуться наказанию. Им показывали документальные фильмы о лагерях смерти. Названия улиц и населенных пунктов, артефакты, СМИ, песни, кинофильмы – короче говоря, все средства воздействия на массовое сознание были очищены от следов нацизма. В результате сознание германской нации получило мощнейшую антитоталитарную прививку (сознательно опускаю здесь роль демократизации политической жизни и либерального возрождения экономики).

Сделано ли нечто подобное в постсоветских странах? Главное, сделано ли это в Украине? Где там! До декабря прошлого года столицу Украины "украшал" памятник величайшему преступнику всех времен и народов. Во многих городах и поселках такие украшения стоят по сей день, а улицы населенных пунктов пестрят именами палачей-большевиков. Да что там говорить: в Запорожье памятник Сталину поставили, а в Одессе планировали поставить. К счастью, денег не смогли собрать. По сей день не то что не наказан (увы, поздно!), но даже не осужден ни один "ветеран" ГУЛАГа. По сей день не запрещена компартия. По сей день в умах витает миф о неких таинственных преимуществах социализма перед нормальным человеческим обществом. По сей день некоторые особи считают само собой разумеющимся похихикать над анекдотом о Голодоморе.

Без тотальной декоммунизации, по пути которой мы пока что сделали полшага в виде Закона "О Голодоморе 1932-1933 гг. в Украине", без покаянного осознания чумы тоталитарной идеологии коммунизма, "фоточки" и "селфи" нелюдей, бравирующих сопричастностью к преступлениям против человечности, будут множиться и множиться.

Якщо ви помітили помилку у тексті, виділіть її мишкою та натисніть комбінацію клавіш Alt+A
Коментувати
Поділитись:

Коментарі

Залишати коментарі можуть лише авторизовані користувачі