Кто был самым большим рэкетиром в СССР

Нас тут сейчас усиленно тянут назад в СССР. Правда, его скромненько обозвали Таможенным Союзом, но мы-то знаем, что это назад в прошлое. Этим блог-постом я хочу вам рассказать, кто был самым большим рэкетиром в те далекие времена. А было это в начале 80-х годов. Обычно нашему специализированному конструкторскому бюро завода кинескопов поручали второстепенные разработки, где мы обычно были контрагентами. Но, пришло время, и у нас появилась ответственная разработка, в которой мы могли сыграть основную роль. Речь пойдет о разработке малогабаритного цветного кинескопа типа "онлайн" (впоследствии 25ЛК2Ц, с электронными пучками, лежащими в одной плоскости).

Дело в том, что в то время отечественная электронная промышленность выпускала цветные кинескопы только по закупленной за рубежом технологии, в основном Французской. А это была новинка для тогдашнего СССР - первая отечественная разработка цветного кинескопа. Наши бедные конструктора оказались в сложнейшей ситуации – с одной стороны очень хочется выделиться среди конкурирующих предприятий, а с другой - где взять материалы и оборудование? Нет, не о ситце и не о шелке идет речь. Необходимо было стальное масочное полотно (маска в цветных кинескопах располагалась изнутри кинескопа перед экраном) и в больших количества, ведь речь шла о массовом производстве. А требовалось очень тонкое полотно, которое в СССР никто не умел катать, а делать надо было тоннами. Следует отметить еще особенность комплектования цветных кинескопов специализированными отклоняющими системами и магнитами сведения. Так вот, впервые в союзе был разработан весь комплекс. Казалось бы, такими глобальными комплектующими должно было заниматься министерство, он оно нашему КБ и этой разработке не оказывало никакого внимания – крутитесь, как хотите. В чем была основная беда? В монополизме государства; буквально на все. И это приводило к созданию конструктивных уродцев. Надо отдать должное нашим разработчикам, которые после долгих раздумий решили изготавливать маску из листовой бронзы. Основное преимущество – не намагничивается. А главное – технология травления бронзового полотна значительно проще. "Да вы шо? Это стратегический материал – на ракеты не хватает" - вскричали у Шокина, а он был тогда министром. Короче, эту идею зарубили. Пришлось переходить на сталь. Но, нет худо без добра. Про худо я вам рассказал, а теперь - про добро. А добро вот в чем заключалось. Хотя какое это добро? В СССР мы жили от годовщины к годовщине. А тут страна (хотя какая там страна – партийное ее руководство) готовились к очередному юбилею – 65-тию Октября и срочно были нужны "великие" достижения. Руководство страны приняло решение о совместном торжественном заседании ЦК КПСС и Верховного Совета СССР. И, как обычно нужны были подарки к этому торжеству. Где то наверху решили дарить малогабаритные цветные телевизоры. Эту же стадию в свое время прошел и наш черно-белый кинескоп 16ЛК1Б для портативного телевизора "Электроника ВЛ -100", разработка и выпуск которого был приурочен к столетию со дня рождения Ленина. Сразу наша сырая разработка оказалась в поле внимания. И тут уж все зашевелились – и сталь нашли (у японцев закупили) и разработчика телевизора сразу нашли. Им оказался ленинградский завод "Мезон", которому поручили разработку цветного портативного телевизора "Электроника Ц-432". Но речь здесь не о том, а о том, что в производство была поспешно запущена "сырая" разработка. И результат не заставил себя ждать. Пошел поголовный брак в виде цветоискажения в углах кинескопа. И даже не помогло самоличное просиживание в цехе начальника Главка. Причем такой брак не подавался регенерации. При этом приходила в негодность японская маска стоимостью 5$. И тут пришла мне идея исправлять искажения цвета с помощью магнитов. Благо в моей лаборатории была разработана система сведения пучков (ее вы видите на фото на горловине кинескопа) с использованием намагниченной резины. Тут же без промедлений был произведен эксперимент – брак поддавался исправлению, а магнитики закреплялись на кинескопе с помощью клея. Все это конечно хорошо, но ведь необходимо было провести весь огромный комплекс испытаний. Не буду вас морить техникой, только скажу – все испытания были проведены успешно. Но игра стоила свеч – теперь почти отсутствовал этот вид брака. Написал рацпредложение. Цех подсчитал эконом эффект, который составил ни много, ни мало, а целых 1,5 млн. рублей. Но, все красиво только на бумаге. После того, как цеховые расчеты эконом эффекта попали в заводскую бухгалтерию 1.5 млн. превратились уже в 1 млн. Мне выплатили примерно 300 руб. (на тот момент моя зарплата составляла около 150 руб.). Естественно, что я написал жалобу, после чего мне снова выплатили 150 руб. Так продолжалось около 3-4-х раз. Наконец я подал в суд. И как вы думаете, что мне ответили в суде? А в суде мне ответили, что, дескать, вы еще не прошли все инстанции – сначала следует обратиться в главк, потом к министру, а потом, когда придет отказ, тогда лишь можно будет обратиться в суд. А завод каждый раз после очередной жалобы сцеживал какие-то крохи, что бы я не мог обращаться выше по инстанции. По моим подсчетам эта церемония должна была занять несколько лет. Поняв свою беззащитность перед государством, я плюнул на эту затею. Тем более что у меня маячили на горизонте вступительные экзамены в аспирантуру. В то время как я внедрял свое рацпредложение в цехе, о нем стало известно по всей отрасли. И однажды раздался телефонный звонок, и женщина представилась сотрудницей СКБ московского электролампового завода (МЭЛЗ). Ее интересовало мое рацпредложение, а главное она со слезами умоляла дать ей образцы намагниченной резины. При этом она клялась, что включит меня в рацпредложение. А в те годы МЭЛЗ выпускал крупногабаритные цветные кинескопы двумя заводами в огромных количествах. Я сжалился перед женщиной, поверил ей на слово, и о, ужас – какое же было мое огорчение, когда я однажды после ее визита приехал к заместителю главного инженера МЭЛЗ и поинтересовался судьбой рацпредложения. Тот сделал круглые глаза и заявил, что ничего об этом не знает, хотя такие вопросы проходили именно через него. Значит, либо меня банально обманула представитель Москвы, либо их начальство просто вычеркнуло мою фамилию из списка и вставило другую, что было тогда обычным делом. И еще один эпизод на эту же тему, но уже комедийный. По вопросам все той же разработки мне часто приходилось бывать на ленинградском объединении "Мезон". А это было уже после того как телевизоры раздарили делегатам торжественного съезда и сотрудники разработчика уже ездили на устранение неисправностей – то есть на ремонт. И вот рассказывают, что один из ремонтеров добирался несколько дней к одному из делегатов, чуть ли не на тракторе. Находит указанный адрес. Ему высказывают претензии, что, дескать, телевизор не работает. Мастер, естественно просит показать розетку, для подключения сети, а оказывается, у них в ауле нет вообще электричества. Тогда он предлагает подключить телевизор к батарее 12 В. Но там и батарея отсутствовала. Как впоследствии выяснилось – это был чум в стоянке хантов.

Оставалось только украсить этим телевизором чум с внешней стороны.

Якщо ви помітили помилку у тексті, виділіть її мишкою та натисніть комбінацію клавіш Alt+A
Коментувати
Поділитись:

Коментарі

5

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі